«Все для фронта!..»
Голубоглазый Мишка Григорьев в деревне Русская Луговая был фигурой знаковой. Хорошо учился в школе. Гармонист, активист, передовик. Когда началась Отечественная война, ему было почти 16. Вся деревня с почерневшими лицами слушала по громкоговорителю металлический голос диктора Софинформбюро, негодовала, а порой, кто-то из женщин в толпе срывался на рыдания, слышался детский плач. Михаил сжимал кулаки, в любой момент готовый помчаться в военкомат и отправиться на Запад бить вероломных фашистов.
Но комсомольцу Григорьеву на тот период были поставлены другие задачи. Еще два года до совершеннолетия он ударно трудился в колхозе «Красный Октябрь». Пахал на лошадях, вручную сеял, косил косой, серпом и т.д. «Все для фронта! Все для Победы!», – говорил юноша и не переставал рваться на передовую.
Призыв: папа, сестра, закадычный друг
Призвали Михаила в начале 1943 года вместе с закадычным другом Николаем Сахаровым (Коля тоже погиб в неравном бою и память о нем навсегда осталась в сердцах родных и близких). За день до отправки на фронт председатель колхоза разрешил парням взять лошадей и использовать их на свое усмотрение. Друзья верхом объехали все родные места, попрощались с колхозом, лесами, полями, Илетью, Волгой-матушкой. Провожали ребят всей деревней.
Папа Михаила, Иван Андрееевич (1902 г.р.) уже год воевал в артиллерийском полку Прибалтийкого фронта. Весной 43-го отправится на Западный фронт под Мурманск в зенитном бронепоезде и старшая сестра Александра (1923 г.р.). Ивану и Сашеньке повезет. Они вернутся в родную деревню живыми и здоровыми, с медалями «За отвагу».
Путь на Восток
Поскольку завершилась Сталинградская битва и в войне произошел коренной перелом, генеральное руководство старалось не посылать в пекло «желторотых птенцов», коим и являлся Михаил. Его путь лежал на Восток: в стрелковую дивизию второго Дальневосточного фронта. На Китайской границе было неспокойно. Здесь хозяйничали японцы.
Поднял бойцов в атаку
Григорьеву, несмотря на молодость, присвоили воинское звание сержант. Выполнял обязанности командира взвода 8 стрелковой роты. 12 августа 1945 года рота попала в окружение. Боеприпасы были на исходе. «Чтобы прорвать «кольцо», – позднее писал в отчете полковник Томин. – Григорьев, командуя взводом, личным примером увлек бойцов в атаку. И только с гранатой в руке бросился на врага. Он погиб, но вокруг себя положил много японцев».
Первая любовь и первая награда
6 сентября под грифом «секретно» издается ПРИКАЗ командира 361стрелковой дивизии 15 армии второго Дальневосточного фронта: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий на фронте в борьбе с японцами на Дальнем Востоке и проявленные при этом доблесть и мужество наградить сержанта, помощника командира взвода Григорьева Михаила Ивановича (1925 г.р.) орденом Красной звезды».
Вот именно так и не стало луговского парня, Мишки-заводилы. На фронте наш земляк встретил свою первую любовь – Антонину Ткаченко. Мечтали пожениться. Он хотел привезти ее на берега Волги к своим родителям, сестрам. Но не сложилось… Судьба-злодейка поставила жирную точку.
«Я паразитам за все отомщу!..»
На следующий день после его гибели Антонина отправила письмо в Волжск родственникам Михаила. Оно наполнено и пропитано душевными страданиями. Прошло 75 лет. Солдатский «треугольник» написан карандашом и плохо сохранился. Читать письмо больно до слез. Редакция публикует его полностью, не меняя пунктуации, лексики и стилистики.
«Здравствуйте многоуважаемые незнакомые родные Папа и мама и все сестренки с приветом к вам от вашего сына Мишеньки знакомая. Теперь разрешите вам сообщить, что вашего сына Мишеньку Григорьева убили 12/8 – 45 г. в 1 час дня. Трудно мне было с Мишенькой расставаться на поле боя. Ну что же проститься пришлось с мертвым. Ну а я им паразитам за все отомщу за моего любимого друга Мишеньку. Эх родные, не могу просто представить, как трудно мне это все пережить, что идем по фронту и вдруг под ногами труп моего любимого Мишеньки. Я просидела возле его пока наша часть ушла за 9-10 км. Я все плакала и будила своего любимого друга.
Ну а он мне ничего не ответил и я решила идти громить своего врага на чем свет стоит. Я вам пишу письмо, а сама и строчки не вижу за своими крупными слезами.
Папа, мама и сестренки помогите нам скорее отомстить за нашего Мишеньку все со мной идут громить японских самураев, а мой милый друг погиб за Родину за Сталина! Ну все вам я думаю ясно, пока досвидания. Жду ответ, жму крепко руки. Целую, целую и целую крепко всех. Пишите мне не забывайте меня несчасную, раз Мишеньку моего убили.
Я сегодня иду в бой вернусь или нет. Мой адрес Полевая почта 35821– Л Ткаченко Тосе
Жду ответа целую крепко, что плохо пишу под снарядами.
13. 08. – 45 г.»
Похоронка
– Когда пришла похоронка, – вспоминает младшая сестра Михаила Г.И.Крылова (Григорьева), – мне было всего четыре годика. Смутно, но помню: полная изба народа, толпились даже на пороге. У входной двери деревянная кровать. Посередине комнаты стол, скамейки. Мама сидела за столом и горько плакала. Я тоже плакала, но не понимала что происходит. К тому же, очень хотелось кушать. Соседка тетя Груша принесла мне вареную картошку, и я успокоилась. В войну все жили впроголодь. Жарили картофельные очистки с травой. Собирали дикий лук, щавель… Так что вареная картошка – как шоколадка.
Кладбище Фуцзиня
– Наша мама, Анастасия Павловна, прожила 96 лет. И всю жизнь ждала о сыне какую-нибудь весточку. Она не знала, где похоронен Миша, что был представлен к высокой награде. Позднее выяснилось, брат покоится в братской могиле на кладбище китайского города Фуцзинь. На табличке четыре фамилии. Могилка ухожена. На ней всегда цветы. А вот орден нам так и не вручили, – тяжело и с некоторой обидой вздыхает Галина Ивановна.
Минобороны РФ – ходатайство…
– Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета СССР, – поясняет военком г.Волжска и Волжского района Александр Геннадьевич Николаев,– награжденным посмертно удостоверения не выписывались. Родственникам ни документы, ни награды не выдавались. В настоящее время мы можем направить ходатайство в Главное управление министерства обороны России о выписке удостоверения на орден Красной звезды погибшему в августе 1945 года Григорьеву Михаилу Ивановичу.
«Бессмертный полк»
– Скоро 9 мая, – заключает Галина Ивановна. – И мы с семьей уже в который раз в «Бессмертном полку» пронесем по центральной улице Ленина портреты папы – Ивана Андреевича, старшей сестры Александры, ее мужа – Николая и, конечно же, нашего Мишеньки.
Подробности читайте в ближайшем выпуске газеты "Волжская правда".