Сады по-прежнему цветут, но без хозяина. Двухэтажные дома разобраны почти до основания или разграблены. Выбиты стекла. Настежь открыты двери. На ладан дышат изгороди. Да что говорить! Забора почти нигде нет. Все "нарасрашку" - ценности давно растащены. Бродишь по тропинкам, и сердце замирает от мертвой тишины и разрухи.
Луксум опустел в 90-е, когда "расцвело" воровство. Воришки тащили из садового общества все, на что падал глаз. Овощи, фрукты, цветной металл. Со временем здесь не стало электроэнергии, потом - воды (а без нее, как говорил мой дедушка, ни туды, ни сюды). Отменили рейсовые автобусы.
Заприметив велосипед у одного из более-менее уцелевших домиков, остановилась. Надо ж! Люди! Познакомилась с хозяином.
- Мне 75 лет, - сказал он. Этот участок получил в 1979-м, когда работал на Волжском электромеханическом заводе. Сажали всё, как все. Здесь примерно 2500 участков. Каждый - по четыре сотки. Душа болит, во что превратились сады...
Сейчас езжу сюда ради прогулки. Дорога занимает 2 часа - час сюда, час обратно. Шевелится-то надо! Посадил ведро картошки. Выроют? Значит, она кому-то нужнее.
Неужели вам и вправду интересно знать про Луксум? Такую молодежь редко встретишь (улыбнулся).
А зовут меня Алексей - Божий человек.
На этом разговор наш прервался - дедушка уехал. А у меня всю обратную дорогу перед глазами цвели бесхозные сады с вишней, яблонями, черемухой...