-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА | НАУКА
27/11/2020

Волжской школе-интернату (Марий Эл) 60 лет

Волжскому центру для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, больше известный как Волжская школа-интернат исполнилось 60-летний юбилей.
Это не только история возникновения и развития учреждения, но и судьбы воспитанников, получивших в его стенах «путёвку» в жизнь. А также сотрудников — добрых, заботливых, любящих, особенных, профессионалов своего дела…
Как всё начиналось
Построена в 1960 году. Функционировал только один корпус, где дети жили и учились. Первым новосёлом стал Саша Хальматов. Затем переехали ребята из Помарского детского дома.
Коллектив возглавил В.Н.Морсков. Энергичный и любящий свое дело, он взялся за оснащение учреждения, в котором всё должно было быть самым лучшим — паркетные полы, ковровые дорожки, современное оборудование.
По крупицам подбирался коллектив. Команду педагогов возглавила Л.И.Попова, бывшая фронтовичка. У истоков работы с детьми-сиротами стояли Л.Н.Ефименко, В.Ф.Зайцев, Н.И.Титова, Н.Н.Игнатьева, В.В.Пичугина и другие.
Год за годом складывались свои традиции. Это смотры строя и песни, художественной самодеятельности, торжественное вручение паспортов, встречи с известными жителями города, спортивные мероприятия и т.д. Огромной удачей стал приход музыкального руководителя С.А.Никитиной. Запели все! В хоре насчитывалось около ста человек! Коллектив не раз побеждал на различных республиканских фестивалях детского творчества.

Конечно, с ребятами всегда были верные помощники — воспитатели. Главными людьми в жизни детей остались М.А.Кутилова, В.С.Васина, Т.В.Запольнова, Г.В.Попова, А.Н.Костина, Н.Ф.Поломкина, Н.П.Воронина, О.А.Сашина и многие другие.
В 1989-м «у руля» встал С.Н.Кушманов, активно взявшийся за реконструкцию общежития. Воспитанники получили возможность жить в комнатах на 2-4 человека. Отстроили хозблок, учебные мастерские. Появились настоящая сауна и баня с небольшим бассейном, прачечная. Построили новый корпус, где разместились медицинская служба, кабинет психолога, логопеда и комнаты для дошкольников, на цокольном этаже — тренажерные залы.

В 1999 году школе передана оздоровительная база «Молодость» на озере Яльчик, где ребята проводят летние каникулы. Свежий бодрящий сосновый воздух, купание, развлечения, смех и веселье способствуют их оздоровлению и реабилитации.

В новом статусе
С 2015 года школа-интернат получила новый статус — Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором также бурлит насыщенная и активная жизнь. Только теперь девчонки и мальчишки посещают городские школы, секции и кружки.
Воспитанники живут, в так называемых, квартирах. Их всего — пять. В каждой есть раздевалка, оборудованная необходимой бытовой техникой кухня, светлые спальни, гостиная, комната для выполнения домашнего задания, воспитательская. Все квартиры отличаются оригинальным интерьером, особой атмосферой уюта и комфорта.
Группы, где не более восьми человек, сформированы по семейному типу. Родные братья и сёстры проживают совместно.
— К сожалению, большинство детей, поступающих в Центр, в прошлом пережили психологическую травму расставания с родными, а многие и жестокое отношение со стороны взрослых, — говорит директор Сергей Николаевич. — Для «выравнивания» их психологического состояния оборудованы сенсорные комнаты, где специалисты проводят различные восстанавливающие и диагностические мероприятия.
Для медицинского сопровождения создан медицинский блок, оснащённый современным оборудованием, которое позволяет наблюдать за физическим развитием ребят. Квалифицированную медицинскую помощь оказывает неравнодушная и отзывчивая С.А.Чекмарёва.
Немаловажное значение в воспитании детей имеет система дополнительного образования. Многообразие кружков и секций позволяет ребенку выбрать занятия по интересам, проявить и развить свои способности.
На защите прав
И всё же, какие бы шикарные условия не были созданы в Центре, ничто не заменит домашнего очага, родительской заботы, маминой любви и поддержки отца. Только в семье, в обстановке понимания и благополучия, возможно всестороннее развитие личности. Поэтому приоритетной задачей учреждения является реализация основного права ребенка — жить и воспитываться в кровной, либо в приемной семье. За последние пять лет 7 воспитанников вернулись в родную семью, 73 обрели новых приемных родителей. Большая работа проделана совместно с органами опеки и попечительства Волжского района (в то время ведущий специалист Н.Г.Мкоян).
— Еще одна из важных составляющих нашей работы — постинтернатное сопровождение выпускников. Обязательно осуществляем патронаж — помогаем успешно адаптироваться в самостоятельной жизни, — рассказывает заместитель директора по социальным вопросам Светлана Смолина. — Пристальное внимание уделяем контролю за соблюдением законодательных, нормативных документов и оказанию экстренной помощи тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Технология сопровождения как приемных семей, так и выпускников позволяет сохранить и укрепить результат воспитательной, реабилитационной деятельности специалистов и продлить его в долгосрочную перспективу.
Для выпускников, попавших в трудную ситуацию, при общежитии создана «Социальная гостиница», рассчитанная на шесть койко-мест. Проживание допускается до разрешения проблем. Радует, что она не так часто востребована по назначению, зато здесь останавливаются выпускники, которые приезжают в Центр на каникулы, праздничные и выходные дни.
Согревая сердца
Сегодня в Центре под руководством мудрого и опытного директора, заслуженного работника образования Республики Марий Эл С.Н.Кушманова трудятся 60 сотрудников. Все — профессионалы своего дела, грамотные, опытные, ответственные. Случайные здесь не задерживаются… Благодаря им созданы все условия для комфортного проживания и развития воспитанников, становления личности и достойного гражданина. Именно они окружают детей заботой и любовью, вкладывая душу и заменяя родителей, подготавливают и поддерживают при первых шагах в самостоятельной жизни.
Поддержку и помощь в управленческих решениях, оценке деятельности оказывают заместители директора С.В.Смолина, Н.А.Поликарпова и М.О.Кузиков.
Не один десяток лет преданы своей профессии педагоги, находящие подход к любому ребёнку — Л.Н.Короткова, Т.Н.Слепова, Н.А. Ведерникова, Л.Н.Устинова, Е.В.Новосёлова, Г.А.Яруллина, А.Г.Гарипова.
Педагогический коллектив пополняется молодыми, творческими и энергичными специалистами. Это Н.М.Семёнова, Е.А.Царегородцева, О.А.Ефимова, Э.Е.Матвеева, В.В.Дёмина, Ю.В.Воронцова, М.В.Евдокимова.
Как дети не могут обойтись без наставников, так и воспитатели не могут без своих «ночных» помощников. Не каждый может выдержать столь напряжённый график. С большой ответственностью подходят к своим должностным обязанностям Р.М.Ардаширова, Н.В.Баринова, Т.А.Ларина, Н.В.Герасимова, А.Л.Молодцова, А.Л.Масляева, Т.Н.Дмитриева, Т.А.Морскова, Е.И.Поддубная.
Известно, любимое место школьников — столовая. Повара и кухонные работники, как заботливые родные, всегда досыта накормят каждого ребёнка. Это заведующая продуктовым складом С.А.Карпова, повара С.Н.Заикина, Р.В.Самикова, В.А.Позёмина и кухонные работники Л.М.Сибгатуллина, Н.М.Хайбуллина, Н.В.Антонова.
Математическими способностями и аналитическим складом ума обладают бухгалтеры по призванию — Л.М.Рафикова, Н.А.Журавлёва. Настоящий профессионал своего дела, которая держит все документы в полном порядке — секретарь Н.М.Александрова.
Банно-прачечный комплекс — это горы белья, сортировка, замачивание, стирка, глажка… Более 20 лет на данном поприще трудятся Н.Г.Матросова, Т.В.Калинина, Х.М.Минуллина. Сколько штор и покрывал сшито, сколько одежды переделано умелыми руками З.А.Инягиной!
Косметический ремонт, а также обслуживание санитарно-технического оборудования Центра лежит на плечах Л.М.Петровой, С.М.Кузнецова, Р.М.Хайруллина. Про таких специалистов говорят — мастера с «золотыми руками».
Самый трудолюбивый — это технический персонал, который с раннего утра наводит везде идеальный порядок. На страже порядка и чистоты стоят Г.И.Семёнова, Л.П.Миндубаева, Т.А.Чубарова, Г.В.Латыпова, О.В.Кузнецова.
Детей, сотрудников и гостей всегда встречают приветливые, обладающие поистине феноменальной памятью В.И.Миронов и А.А.Чулков.
Красоту и ухоженность территории обеспечивает Н.Н.Винокурова, которая с воспитанниками ежегодно высаживают зелёные насаждения, оформляют цветочные клумбы, радующие яркими красками с ранней весны и до поздней осени.
В канун юбилея коллектив Центра выражает искреннюю благодарность учредителю организации, Министерству образования и науки Республики Марий Эл за организационно-правовую и методическую поддержку; спонсорам, шефам, волонтёрам за помощь и неравнодушное отношение к воспитанникам.

Алексей СЫЧЁВ, выпускник 1964г.:
— Приехал в интернат из многодетной семьи Моркинского района. Здание школы еще строилось. Жили на первом этаже общежития, на втором и третьем — учились. Поступил в восьмой класс. Это была школа жизни. Благодарен Л.Н.Ефименко, Л.М.Петуховой, А.Я.Бирюкову. Особая признательность учителю математики и физики Н.И.Логушкину, который научил логически мыслить и решать самые сложные задачи.
Окончил Политехнический институт. Работал на многих предприятиях Волжска. Последняя должность — зам.директор по снабжению завода Совиталпродмаш.
От всего сердца поздравляю коллектив школы с юбилеем! Желаю успехов в работе, крепкого здоровья!

Алексей ПЕЧЕНИН (2007):
— Мы грезили футболом и почти всё свободное время проводили на поле. Воспитатели долго не могли дозваться нас, чтобы отправить на самоподготовку.
Учились в кабинете математики. Педагоги — профессионалы своего дела. Особенно запомнился учитель физики Альфред Мунавирович. Его уроки проходили интересно и весело. У него были особые правила. Бывало, отвечать выходил тот ученик, чью фамилию на доске напишет его маленькая дочь, которую иногда приводил с собой. Или неожиданно мог наступить 8 марта, тогда отвечали только девчата. Как-то после трехмесячного отсутствия он умудрился объяснить 40 параграфов за одно занятие. При проверке работ оставлял необычные смешные комментарии, которые сегодня могли бы попасть в интернет-мемы.
Моя любимая учительница — Любовь Ивановна. Поначалу отношения с ней складывались непросто — несколько раз выставляла за дверь. А потом сделала из меня хорошего математика. Отлично подготовила наш класс к сдаче экзаменов. В первую очередь, думая об интернате, я вспоминаю именно её. От всей души благодарен всем сотрудникам за заботу, внимание и любовь, подаренные в стенах школы.

Рафкат ПЕТРОВ (1966г.):
— Первый этап закалки получил в школе-интернате, где привили навыки трудолюбия, дисциплинированность, обязательность и порядочность. Спасибо всему коллективу и низкий поклон. Особая благодарность Т.В.Запольновой, которая верила в нас и старалась развить в каждом лучшие качества. И это ей удалось. Многие ребята нашли свое место в жизни.
Я заслуженный работник лесной промышленности, на пенсии. Живу в Санкт-Петербурге. Веду активный образ жизни — лыжи, велосипед, бассейн, рыбалка. Вырастил двух замечательных дочерей, горжусь внучками.

Сергей РАДЫГИН (2003г.):
— Нас, пятилеток, привезли в интернат из Куярского детского дома. С особой теплотой вспоминаю 13 лет жизни, проведенные в его стенах!
Первая учительница — Людмила Саватеева. С ней мы дружим по сегодняшний день. Она для меня родной человек. Валентина Гладких — наша воспитательница, добрая фея. Вовлекала нас в различные кружки. Удивляюсь, как я всё успевал — хор, вокал, игра на домре, контрабасе, танцы, легкая атлетика, баскетбол, дзюдо. Часто бегал в библиотеку за интересной книгой.
Переходный возраст оказался для меня в буквальном смысле — «переломным». Я был частым «гостем» у М.Воиновой, заместителя директора по воспитательной работе и учителя математики. Но она искала не способ наказания, а старалась увлечь чем-нибудь. Так и погрузила меня в мир математики. Я и не заметил, как стал отличником. Заинтересовался физикой, которую вел А.Химатуллин. В итоге поступил на факультет физики Казанского университета, а затем и аспирантуру.
Наставники и педагоги сделали мои школьные годы лучшим временем. Низкий вам поклон.

Галина ШУРАЛЁВА, заместитель директора в 1975-2011 гг.:
— Со школой-интернатом связана вся моя жизнь. С первых дней здесь главным бухгалтером работала моя мама А.В.Земскова. В 5 класс в числе «приходящих» учеников сюда пришла и я. А в 1975 году уже педагогом началась моя трудовая деятельность. Работала воспитателем, учителем русского языка и литературы, последние 16 лет — заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Мой выбор профессии определила Т.В.Запольнова, наш воспитатель и учитель литературы. Мы, девочки, во всем хотели быть похожей на неё. Будучи педагогом оценила её мудрость и профессионализм. Пригодилась мне поддержка И.В.Сычевой, М.П.Сморкаловой, М.А.Кутиловой, А.Я.Бирюкова, Е.Г.Устиновой, А.Я.Ягеевой.
В 70-е годы педагогический коллектив во многом обновился. Пришли работать В.Я.Гладких, Н.А.Гурьянова, М.В.Воинова, Л.Н.Короткова, Л.И.Саватеева, Ф.С.Желонкина и другие. Мы старались сохранить дух взаимоподдержки, доброты, уважения к личности воспитанника. С коллегами прошли, в прямом смысле, огонь, воду и медные трубы. Поддерживали друг друга во всем, спешили на выручку.
И сейчас к нам приезжают выпускники со словами благодарности, знакомят со своими семьями. Значит, наши труды не прошли даром.

Наталья ВЕДЕРНИКОВА, воспитатель:
— Пришла сюда пионервожатой в августе 1975 года, когда учреждение отметило небольшой 15-летний юбилей. Коллектив — хороший, добрый, мудрый. Детей было больше трёхсот. Вместе проводили множество праздников и мероприятий.
Запомнилась воспитанница Татьяна Савинова, освоившая в лагере «Орлёнок» игру на барабане. А потом научила и своих сверстников. Так научила, что в 1976-м наши барабанщики — 12 мальчиков — открывали районный слет пионеров.
Работала учителем, сейчас воспитатель. И этим горжусь, что вместе с детьми жизни учусь. Да, я имею много ролей, но главная роль — заменить матерей.

Галина ЯРУЛЛИНА, руководитель кружка по кулинарии:
— Главная цель — научить детей готовить, сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, а также правилам поведения за столом. Ребята с закрытыми глазами могут испечь наше фирменное блюдо — тонкие кружевные блинчики.
Кухня оборудована современной техникой. Все с удовольствием посещают занятия. Есть и те, кто выбирает кулинарию своей будущей профессией.
Продукты покупаем за счет спонсоров. Более восьми лет с воспитанниками ездим к Валерию Осипову в Моркиялы, помогать с уборкой овощей для занятий кружка. Он наш друг и социальный партнёр, в семье которого воспитываются приёмные дети.

Опубликовано в номере «ВП» от 21 октября 2020 г.
Подготовила Кристина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора,
из архива Центра
Нравится
+2
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
В Марий Эл явка на участках на второй день на выборах в Госсобрание составила 20,6 процентов
Явки на участках на второй день на выборах в горсобрания Волжска и Йошкар-Олы: 13,72% и 10,66%
Явки на выборах в горсобрания Волжска и Йошкар-Олы на 15 ч. 7 сентября: 11,79% и 9,11%
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ОБЩЕСТВО
В Волжске руководитель одного из известных предприятий города вручил подарки будущим первоклашкам
ОБЩЕСТВО
Проект по благоустройству парка Волжска (Марий Эл) - в числе победителей всероссийского конкурса
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика