Опубликовано в газете "Волжская правда" №7 от 13 февраля 2019 года.
С того дня прошло 30 лет, но эхо тех драматических событий не утихает и сегодня. Не уходит боль людей, чьи родные и близкие уже никогда не вернутся домой. И долго еще поколение, получившее название «афганцы», будет нести в себе скорбную память о героическом и трагическом времени.
Причем ни одно из этих определений не вызывает сомнений. Что бы сейчас ни говорили об афганской войне, ее завуалированных причинах и геополитических интересах, для многих, там побывавших она навсегда останется остро врезавшимся в память этапом жизни. Где переплелись в одно: и доблесть солдат, и горе утрат, и граничащая с абсурдом смертельная опасность.
Согласно официальным данным, за весь период Советские Вооруженные силы потеряли более 15 000 человек (это убитые, попавшие в плен и канувшие без вести, погибшие в катастрофах, в результате происшествий и несчастных случаев). Среди них не вернулся на Родину 71 уроженец Марий Эл.
Каждый год оставшиеся в живых собираются, чтобы почтить память своих товарищей, отдать дань уважения подвигу всех россиян, исполняющих свой интернациональный долг и ведущих нескончаемую схватку с силами терроризма.
День скорби и торжества доброй воли всегда был особенным и для волжан. 14 февраля в 10 часов в парке Победы у Обелиска воинской славы будет организован торжественный митинг. В 12 часов в Городском центре культуры пройдет концерт, посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля для ветеранов, воинов-интернационалистов состоится праздничное мероприятие в Йошкар-Оле.
Марат Фатыхович Назмиев и Лев Борисович Кареев
…Нам, далеким от военной службы и никогда надолго не покидавшим родной край, не переносившихся судьбой в самое пекло боевых действий, сложно было представить будни людей, живущих по законам воинского долга.
И еще труднее понять, почему именно они, «зеленые», наскоро обученные солдаты-срочники оказались в чужой стране, да еще в эпицентре военных передряг.
Это сейчас можно говорить о том, что в горных сопках и горячих песках азиатского государства велась настоящая, безжалостная по своей сути, бескомпромиссная, не щадящая никого, война. А тогда характер их службы и место ее прохождения были строго засекречены. Для всех остальных, в том числе и для родственников, они защищали южные рубежи Отечества и оказывали дружественную помощь братской демократической республике. В перспективе, 16-му государству в составе нерушимого Союза.
— На афганскую землю я ступил 1 мая 1986 года, после шести месяцев «учебки» в специальном подразделении разведывательно-десантных войск, — начал свой рассказ Марат Фатыхович. — Десять дней на прохождение курса молодого бойца, акклиматизацию, и нас уже направляли на выполнение боевых задач… Первое впечатление от этой азиатской страны было таким, словно попал в мир индийского кино: завораживающая природа, глинобитные дома, множество дуканов (магазинов), кругом продают лепешки, шашлык, девушки ходят в парандже. Были и современные кварталы с развитой инфраструктурой: банками, университетами. Военные действия в здешних местах — привычное явление.
Я являлся старшим оператором «1К18» — комплекса разведывательно-сигнальных средств, предназначенного для дистанционного обнаружения передвижения живой силы и техники противника. Когда при проведении одной из операций нашу машину БРМ-1 подбили, экипаж расформировали. Группа из трех человек, куда вошел и я, уже в пешем порядке занималась сопровождением военизированной колонны в сторону провинции Бадахшан и не только.
Хорошо помню тот день 1 декабря, когда получил смертельные ранения мой земляк Игорь Шестаков.
Между населенными пунктами Кундуз и Файзабад есть местечко Талукан. Туда направлялись наши ребята, чтобы встретиться с представителями народной армии. Но нарвались на засаду. БМП, в которой находился Игорь, подорвалась на фугасе. От мощного взрыва баки с горючим вспыхнули мгновенно. Механик погиб на месте, охваченного огнем Игоря вытащили подоспевшие товарищи… Не приходя в сознание, через несколько дней он скончался в госпитале от сильных множественных ожогов.
Сопроводить его тело на Родину мне не разрешили. Позднее, отслужив свой срок, я навестил родителей, передал вещи, письма, фотографии. Это было непростое испытание. И тогда, и сейчас горько осознавать, что твоих сослуживцев нет среди живых.
— Мои воспоминания о службе в ВДВ, на территории Демократической Республики Афганистан, звучат в памяти отрывистыми телеграфными строками, — включается в беседу Лев Борисович Кареев. — Апрель 1983 года. Кабул, крепость Балахисар. Я был водителем бензовоза. С утра до вечера возил «горючку» со складов армии в полк. У северной стороны Кабула на входе в ущелье, чтобы перекрыть к нему доступ «духам», располагалась одна из наших боевых точек. Ее, как и остальные, ежедневно нужно было снабжать боеприпасами, провизией, ГСМ. И вот как-то вечером дали приказ сделать еще один рейс — увезти солярку, которая заменяла электричество, газ, дрова (на ней варили, использовали для освещения и отопления). Пошли также машины с боеприпасами, продовольствием и один БТР — в качестве охраны. Ехать-то, вроде, совсем ничего — километров 10-15. И вот выходим из-за одной сопки — летит снаряд из гранотомета прямо в бронетранспортер. И началась трескотня.
При этом коротком обстреле оторвало кисти рук у одного нашего паренька. А ему до «дембеля» оставался какой-то месяц. Обычный, казалось бы, выезд по снабжению точки, а нарваться на пули можно в две секунды. И таких ситуаций — масса…
Конечно, все это уже не забудешь, и домой в мае 1985-го я вернулся совершенно другим человеком. Неузнаваемой казалась и страна. Был момент: даже пожалел о том, что не задержался там, где, по крайней мере, было все понятно. А на Родине как раз началась разруха. Но без дела, конечно, никогда не сидел. Трудился на трех работах...
Сейчас нас часто приглашают на классные часы в школы. Рассказываем о своей непростой, но интересной службе. Собираемся с ребятами — бывшими воинами-интернационалистами здесь, в местной организации. Облагораживаем, благоустраиваем ее по мере возможности своими силами. В планах оформить полноценный «красный уголок» — со стендом фотографий так рано ушедших земляков. Они навсегда останутся для всех нас верными Родине солдатами, героями того и нашего времени.