-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
04/09/2024

Отдел образования Волжска знакомит с основными направлениями своей деятельности

Выступление на августовской педагогической конференции
руководителя отдела образования Татьяны Низамутдиновой по теме

«Возможности будущего: кадры для экономики региона»

- В целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития РФ, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и повышения уровня жизни граждан Указом президента РФ от 07.05.2024 г. №309 определены национальные цели развития РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.:
а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально-ответственной личности;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) экологическое благополучие;
е) технологическое лидерство;
ж) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
2024 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина объявлен Годом семьи. Минпросвещения России реализует мероприятия, направленные на сохранение традиционных семейных ценностей. Миссия года – возродить уважительное отношение к большой семье, способствовать укреплению семейных ценностей.
Семья – это одна из самых важных и значимых составляющих нашей жизни. Именно в семье, подрастающее поколение приобретает опыт социализации, получает уроки нравственности, здесь формируется характер, расширяется кругозор, закладываются основополагающие жизненные позиции.
Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и актуальным. Сегодня образовательные организации пытаются найти ответ на вопрос: как сделать родителей союзниками, активными участниками образовательного процесса? Большой успех, если семья представляет собой коллектив единомышленников и действует согласованно со школой, а педагогика становится наукой для всех: и для учителей, и для родителей.
Педагоги и родители преследуют одинаковые задачи. Они хотят, чтобы дети росли воспитанными, грамотными, активными, общительными, смогли реализовать себя в жизни.
Сегодня одна из главных задач образования – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Такая система должна быть построена на гармонии отношений: учитель, ученик, родитель.
Каждое образовательное учреждение имеет возможность выбирать для себя вектор развития во взаимодействии с семьей.
Так, например, с марта 2023 года Волжский городской лицей является федеральной инновационной площадкой ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» в тематическом направлении «Эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания и формирования ценностных ориентаций». С целью поддержки родителей в их родительской роли воспитания в учреждении реализуется проект выходного дня «МАМА МОЖЕТ. ПАПА МОЖЕТ». Проект предполагает активное включение родительской общественности в жизнь общеобразовательного учреждения, посредством участия родителей в качестве соорганизаторов и инициаторов мастер-классов, площадок и различных досуговых мероприятий.
Открытая сменная школа реализует восемь проектов, в которых принимают участие все участники образовательного процесса. Например, проект: «Мы вместе» и «Профилактический экспресс», направленны на предупреждение безнадзорности и правонарушений. Воспитывает на традиционных семейных ценностях проект «Моя семья - моя опора», трудолюбие воспитывает проект «Уютная школа».
Проект «Своих не бросаем!» воспитывает чувства любви к Родине, формированию потребности совершать добрые дела и поступки, поднятие духа и эмоциональной поддержки солдат, участвующих в специальной военной операции. На эти же цели направлена совместная работа взрослых и детей школ №№ 6, 1, 2 Здесь можно поучиться изготовлению окопных свечей и маскирующих сетей.
Школа № 4 реализует проект «Пока мама отдыхает». Главная задача проекта разгрузить повседневную жизнь родителей, имеющих детей с ментальной инвалидностью, т.е. с проблемами, связанными с интеллектом и особенностями поведения. Для детей в школе организовано пространство, куда родители могут привезти ребенка и ненадолго оставить его в специально оборудованном центре, где с ним будут заниматься не только специалисты, но и специально подготовленные сверстники-волонтёры. Для занятий в школе открыты творческие мастерские и комната отдыха. Каждый день для ребят работают пять кружков досуговой направленности. Реализация данного проекта сегодня вышла на новый уровень благодаря тому, что вокруг него собралось большое сообщество единомышленников: родителей, выпускников, школьников и просто неравнодушных местных жителей.
МДОУ №19 «Светлячок» в течении двух лет реализовывал проект «Здоровая семья - сильная Россия!», который был направлен на поддержку молодых семей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду и подготовки к
школьному обучению. Мероприятия инновационного проекта семейного клуба получили грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).
Нельзя забывать и о традиционных формах работы с семьей. В целях просвещения и взаимодействия школы с родителями в вопросах обучения и воспитания детей проводятся классные и общешкольные родительские собрания (организационные, тематические и итоговые), в том числе с участием специалистов субъектов системы профилактики, различных ведомств, а также представителей Русской православной церкви. В рамках направления «Семейное воспитание как основа православной педагогики», в каждой школе проводятся встречи со священнослужителями. В рамках курса «Разговоры о важном» и курса «Россия – мои горизонты» поводятся профориентационные встречи с родителями с целью знакомства с профессиями. Проводятся по нравственной тематике совместно с родителями классные часы, такие как «Чти отца и матерь свою, да долголетен будешь на земле», «Отечество. Семья. Традиции» и др.
Родительское просвещение проводится, в том числе, через родительские чаты, социальные группы.
С целью оказания индивидуальной профилактической помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в каждом образовательном учреждении работает Совет профилактики и психолого-педагогический консилиум. Положительным примером успешной работы психолого-педагогической службы с несовершеннолетними, родителями и педагогами можно считать деятельность средней школы № 4 которая в 2023-2024 уч.году заключила двусторонний договор с региональным отделением школы детской безопасности «Стоп Угроза» (г. Йошкар-Ола, руководитель, детский и подростковый психолог - Козлова Марина Васильевна, спикер методических встреч для педагогов). В рамках сотрудничества было организовано и проведено 8 обучающих семинаров, которые посетили 1040 родителей.
Одним их важных направлений взаимодействия образовательной среды с семьей является реализация принципа государственно-общественного управления образованием.
Данный принцип на уровне Отдела образования реализуется через Общественный Совет МУОО (создан в 2007 году) и штаб родительского общественного контроля при Общественном Совете (создан в 2022 году).
За прошедший учебный год представители Штаба Родительского Общественно Контроля посетили 6 образовательных организаций, о чем подробно отчитались в социальных сетях (МОУ ВГЛ – ознакомление со школьным Кванториумом, МОУ СШ №4 – осмотр после проведения капитального ремонта, МДОУ №№26, 29 – условия пребывания детей, МОУ СШ №№12 и 6 – изучение условий совместного пребывания педагогов и учащихся в одном здании).
Проводимая с родительской общественностью совместная работа нацелена на создание Комфортных условий, безопасной среды в учреждениях образования. На эти цели направлено и участие в национальных проектах.
Сегодня школы активно участвуют в Федеральных проектах, реализуемых в рамках нацпроекта «Образование», благодаря которым предоставляется возможность создавать условия для самореализации обучающихся, для профессионального роста педагогов:
- В рамках федерального проекта «Современная школа», направленного на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, – построена школа №5; готов к открытию оснащенный школьный Кванториум в школе №4.
- В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», с 2020 года открыто 854 новых мест дополнительного образования, создана и работает система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. По этому же проекту в 2023 году был открыт школьный Кванториум в МОУ «ВГЛ».
- В рамках регионального проект «Цифровая образовательная среда» ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. На сегодня все школы города оснащены современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, (общая сумма – 30 млн 657 тыс 745,79 рублей).
- Большое значение сегодня имеет участие школ в федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Речь идет о системе патриотического воспитания. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях, проведению мероприятий патриотической направленности. В 10 школах с 1 сентября 2023 года введены ставки советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями, проводятся еженедельно линейки с исполнением Гимна РФ и поднятием Флага РФ, введены в расписание занятия «Разговоры о важном». Кроме того, в школах города реализуется всероссийский проект «Орлята России» для начальной школы по воспитанию активных граждан нашей страны, патриотов своего Отечества. Участниками программы становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все за одного». В настоящее время в нашем городе уже 28 классов (из них 24 – первых, 1 – второй, 3 – четвертых) работают по программе «Орлята России». Работу Орлят курируют советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями.
На базе ДТД и М успешно работает местное отделение российского движения детей и молодежи «Движение первых» в городе Волжске (рук-ль Таляр А.И.). Открыты Первичные отделения «Движения первых» и в школах, и в учреждениях допобразования. В данном направлении есть уже первые значимые результаты: во Всероссийском конкурсе первичных отделений движения первых 1 место – МОУ СШ №12 (сумма получаемого приза 500 000,00 руб.), 3 место занял МУ ДО «Волжский экологический центр» (сумма получаемого приза 200 000,00 руб.).
Особое место в системе патриотического воспитания города занимают школьные военно-патриотические клубы. В теч. уч. года проходило Первенство
юнармейских отрядов и военно-патриотических объединений г. Волжска, в
котором приняло участие 363 юнармейца из учреждений общего и
профессионального образования. В ходе Первенства было проведено 5 муниципальных конкурсов и соревнований, юнармейцы города приняли участие в 41 республиканском и 12 всероссийских мероприятиях.
Победителем Первенства юнармейских отрядов и военно-патриотических объединений в прошедшем учебном году стала команда школы №9 им. А.С. Пушкина на базе которой функционирует военно-патриотический клуб «Родина», (руководитель Петров Сергей Олегович). В 2024 году клуб «Родина» стал трехкратным Победителем республиканского этапа военно-спортивной игры «Зарница Поволжья» и «Зарница 2.0». За уверенную победу на республиканском этапе Военно-спортивной игры «Зарница 2.0» участники команды и руководитель были награждены поездкой в Москву на Международную выставку - форум «Моя Россия».
Еще одно значимое достижение – победа ВГЛ в Региональном этапе конкурса «Лучший музей (музейная экспозиция), посвященных увековечению памяти защитников Отечества» в рамках общественного проекта Приволжского федерального округа «Герои Отечества». На ОО возложена важная миссия по увековечению памяти героев и участников СВО: открыты «Парты Героя» в трех школах (1, 5, ВГЛ); созданы Уголки воинской доблести и стенды, посвященные СВО (МОУ СШ №№ 2, 4, 9, 3, 5, 12, ВГЛ); На фасадах зданий установлены мемориальные доски Героев (МОУ ОШ № 3, ВГЛ, МОУ СШ № 12). В ближайшее время будет установлена мемориальная доска на школе №9 им. А.С. Пушкина.
- В рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы», входящего в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС) в минувшем учебном году созданы и оснащены специализированные классы (кружки) в школах: МОУ «СШ №2 им. Героя России Валерия Иванова», МОУ «СШ №4». МОУ «СШ № 10». Согласно проекту, школы не только оснащены беспилотниками, но и имеют соответствующие площадки для тренировочных полётов. В рамках проекта в школах оборудованы специализированные классы, малые и основные полётные зоны, ремонтные станции и зоны 3D-печати.
Говоря о создании комфортных условий для реализации потенциала каждого ребенка, развитие его талантов, важно отметить включенность города в проекты, которые позволяют улучшать внешний и содержательный облик образовательных учреждений города:
- в рамках проекта «Модернизация школьных систем образования», инициированной Президентом РФ и партийного проекта «Новая школа» в 2023 году проведен капитальный ремонт МОУ «СШ №4» на сумму 89 млн 757 тысяч 045 рублей.
- в настоящее время сформирована заявка для включения в государственную программу РФ «Развитие образования на 2025-2027 годы по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных проектов, направленных на проведение капитального ремонта и оснащение зданий еще трех муниципальных общеобразовательных организаций. С 2025 года планируем войти в федеральную программу на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по капитальному ремонту и оснащению зданий дошкольных образовательных организаций.
- благодаря поддержке Правительства, Министерства образования и науки республики Марий Эл в минувшем учебном году был продолжен капитальный ремонт кровель детских садов (четыре МДОУ №2,4,8,25). Начиная с 2020 года произведен капитальный ремонт кровель 12 МДОУ (№№2,3,4,7,8,19,22,23,25,26,28,29), школы №10 и МУДО ЦРФКС на общую сумму 40 млн 465 тыс рублей.
- большая помощь Правительства, Министерства образования и науки республики Марий Эл была оказана в урегулировании вопросов размещения МОУ СШ №6 в здании школы №12.
В связи с увеличением классов-комплектов в двух общеобразовательных учреждениях и недостаточным количеством учебных кабинетов в теч. года были проведены компенсационные мероприятия на сумму 6 264 000,00 руб., выделенных из бюджета Республики Марий Эл.
В 2024 - 2025 учебном году образовательный процесс для обучающихся МОУ СШ № 6 будет осуществляться на базе МОУ СШ № 12 и "Дошкольного отделения" МОУ СШ № 6. В связи с этим проведен ряд мероприятий по приобретению необходимого оборудования и выполнению работ на сумму 338 140,00 руб., также, для создания комфортных условий проведены работы в учебных кабинетах и спортзале МОУ СШ № 12 на сумму 496 733,00 руб. за счет средств бюджета ГО "Город Волжск".
В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Ярким примером такого взаимодействия становится командная работа в рамках капитального и косметического ремонтов учреждений, участия в различных проектах. Практика показывает, активное участие детско-родительской общественности в общественно-полезной деятельности позволяет, в том числе, применять интересные решения и получать отличные результаты. Дети и родители активно участвуют в создании и реализации дизайн-проектов по оформлению помещений, групповых ячеек, прогулочных площадок, школьных пространств, позволяя создать свой неповторимый облик детскому саду, школе.
Неоценимую помощь и поддержку в приведении учреждений в соответствие с требованиями к оснащенности и благоустройству оказывают социальные партнеры АО МЦБК, АО ВЭМЗ, которые стали шефами для МДОУ № 2, 3, 7, 12, 13, 17, школа № 9, МОУ «ВГЛ».
Сегодня как никогда актуальными становятся вопросы безопасности образовательных учреждений. 40 объектов образования приведены в соответствие с нормативными требованиями антитеррористической защищенности, имеют актуализированные паспорта антитеррористической безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 и изменений к нему от 05.03 2022 г. № 289.
За последние три года выделено лимитов на данное направление в сумме 18 723 000 рублей, в 2022 году - 12420,900 тыс. руб., в 2023 году - 9549,300 тыс. руб.; в 2024 году- 6752, 800 тыс. руб. Фактическое наличие средств обеспечивает проведение таких мероприятий, как: обслуживание и оборудование тревожной кнопки, установка видеодомофонов, установка видеокамер, обеспечение ЧОП охраны объектов 2 и 3 категории, оборудование систем оповещений и частичное ограждение территорий.
Вопросы безопасности сегодня выходят за рамки общего понимания. В современном мире все более острыми становятся вопросы информационной безопасности. Особо это нужно учитывать в работе с детьми.
С 1 января 2023 года все школы в реализации своих образовательных программ обязаны использовать только государственные информационные системы (ГИС). В связи с этим для учебных заведений подготовлена федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» — это единый федеральный портал с доступом к образовательному контенту и сервисам, который реализуется в рамках внедрения цифровой образовательной среды. В школах Волжска зарегистрированы во ФГИС «Моя школа» 64,1% педагогов.
На слайде Вы можете видеть преимущества Онлайн-платформы «Моя школа»:
- Просмотр и работа с данными электронных дневников и журналов.
- Сетевые сообщества и видеоконференцсвязь на базе платформы "Сферум".
- Облачное хранилище документов, инструменты для индивидуальной и совместной работы с документами.
- Оценка знаний учеников с помощью тестов, отработка учебного материала на онлайн-тренажерах.
- Верифицированный образовательный и воспитательный контент.
- Новости, опросы, полезные ссылки для участников образовательного процесса
- Подключение устройств Смарт ТВ.
В рамках ФГИС «Моя школа» функционирует платформа «Сферум», которая предоставляет возможности для общения педагогов, детей и родителей как посредством создания чатов, так и в формате видеоконференцсвязи. По итогам прошлого года в Сферуме у нас было 21% педагогов-активных пользователей, на этот учебный год перед нами стоит задача - не менее 25%. Необходимо также в системе «Сферум» активизировать работу с родителями и учениками.
Министерством просвещения РФ в числе основных целей и задач названо обновление содержания общего образования. В этой связи с 1 сентября 2024 года в системе общего образования вступит в силу ряд новых нормативных документов, касающихся изменений федеральных образовательных программ:
1. В школах вводится новый предмет «Семьеведение», который будет проходить в рамках «Разговора о важном» и внеклассной работы. Это не должно быть просто уроком в привычном понимании. Важно, чтобы это был доверительный и деликатный разговор между учителем и детьми с обратной связью, направленный в том числе на формирование позитивного отношения к созданию семьи. Программа курса рассчитана на один учебный год и по усмотрению администрации общеобразовательного учреждения может быть реализована как в 10-х, так и в 11-х классах.
2. Вместо ОБЖ с 8-го по 11-й класс будет введен новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Суть дисциплины останется той же: ребят будут обучать правилам безопасности в бытовых и чрезвычайных ситуациях, оказанию медицинской помощи и использованию средств защиты. Однако добавят и новый блок — начальной военной подготовки. Для учеников 10-11 классов также планируют ввести практические занятия — по медицинской, тактической, технической и огневой подготовке.
Новшеством станет проведение учебных сборов не только для обучающихся 10-х классов, но и для восьмиклассников на базе республиканского Центра военно-патриотического воспитания «Авангард». На сегодня, все преподаватели-организаторы ОБЗР города прошли курсы повышения квалификации «Основы безопасности и защиты Родины» в условиях внесения изменений в ФОП ООО и ФОП СОО».
В контексте введения предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), важным аспектом является как оснащение кабинетов, так и наличие качественного учебного материала, который сможет адекватно отразить содержание программы и обеспечить эффективное обучение учащихся.
3. Обязательным предметом для учеников с 1-го по 9-й класс станет «Труд (технология)». Это не только новое название дисциплины, но и расширение учебного плана по предмету. В пятых-седьмых классах на «Труд» будет отведено два часа в неделю, в начальной школе и в восьмых-девятых классах — один час.
Для младших школьников всё останется по-прежнему (четыре модуля). Ребят будут учить работать с бумагой, тканью и другими материалами. В 5-9 классах вводят новые модули (пять обязательных и три по выбору). Так, мальчиков снова будут обучать навыкам чертежа и столярному мастерству. Девочек — кройке, шитью и приготовлению пищи. Есть в программе и более современные блоки: компьютерная графика, робототехника, 3D-моделирование и даже правила работы с технической документацией.
В число обязательных войдут модули:
• «Производство и технологии»,
• «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»,
• «Компьютерная графика. Черчение»,
• «Робототехника»,
• «3D-моделирование, прототипирование, макетирование».
К модулям по выбору относятся «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство».
Изменения в программе труда позволят детям получить новые знания и умения, которые могут пригодиться им в будущем.
Данный урок будет включать профориентацию, чтобы показать широкий спектр возможностей самореализации учащимся.
Содержание программы предъявляет к учителю технологии очень высокие требования, причем в самых разнообразных областях от черчения и 3D-моделирования до технологии обработки пищевых продуктов. В течение лета учителя технологии и другие педагоги города прошли курсы «Обучение учебному предмету «Труд (технология) в условиях внесения изменений в ФОП ООО» на базе Государственного университета просвещения (на 12 августа 2024 года -23 чел).
В соответствии с дорожной картой по введению предмета «Труд (технология)» в общеобразовательных организациях Республики Марий Эл, в городе была проведен мониторинг оснащения кабинетов данного учебного предмета. По итогам проверки, оснащение кабинетов «Труд (технология)» соответствует требованиям в школах № 4, 5, ВГЛ, в остальных школах – частичное оснащение или отсутствие оборудования. Поэтому, первоочередной задачей становится оснащение кабинетов.
Нужно учитывать, что, несмотря на имеющиеся трудности, для проведения практических работ возможно перераспределение часов на углубленное изучение тем или модулей. Возможна и реализация программы на базе других организаций, включая Кванториумы, IT-куб, УДО, где есть необходимое оборудование.
Многое будет зависеть от конкретного учителя и его отношения к делу, а перед школами стоит задача начать постепенное дооснащение кабинетов труда (технологии).
Как часто бывает права поговорка «Новое - это хорошо забытое старое». Это же можно сказать о развитии профориентационной работы в школе. В минувшем учебном году начата реализация единой модели профориентации – профориентационный минимум.
В нашем городе в 2023-2024 уч.г. профминимум реализовывался в 11 школах города: на базовом уровне в 3-х школах (сш №5, №9 и ОСШ), на основном – в 7 ми школах (№1, 2,3, 4,6, 10,12), и в Волжском городском лицее - на продвинутом уровне.
Направления профминимума:
1. профильные предпрофессиональные классы
2. урочная деятельность
3. внеурочная деятельность
4. воспитательная работа
5. дополнительное образование
6. профобучение
7. взаимодействие с родителями.
Традиционно широко применяемым видом профориентации в школах является профильное обучение. За последние годы наиболее востребованными профилями стали технологический и естественно-научный профиль, процент обучения на которых составляет более 50%, что соответствует запросам и потребностям экономики.
Учебные
годы
Направ-
ление профилей
2019-2020
2020-2021 2021-2022 2022-2023 2023-
2024
Социально-экономический и гуманитарный профили 27% 27% 36 % 41% 36%
Естественно-научный и технологический профили 73% 73% 64% 59% 64%

Об эффективности профильного обучения можно судить по проценту поступления в учреждения высшего и среднего профобразования по профилю обучения выпускников 11 классов. В 2023 году он составил 77 %.
В рамках направления «Внеурочная деятельность» в течение учебного года во всех школах проводился курс занятий «Россия - мои горизонты» в объеме 34 часа в год для обучающихся 6-11 классов. Его основная задача – дать представление ребенку о ключевых достижениях России, о развитии разных отраслей экономики и сориентировать в построении профессиональной траектории. Данный курс является обязательным для всех 3-х уровней профминимума.
Неоценимую помощь в профориентационной работе во внеурочной деятельности нам дает участие в российских профориентационных проектах. И прежде всего, это проект «Билет в будущее», который и был положен в основу профминимума, и уже реализуется в городе в течение 3-х лет.

Проект «Билет в будущее»
№ Показатели 2021-2022
уч. год 2022-2023 уч. год 2023-2024 уч. год
1 Количество школ - участников проекта 11 4 10
2 Количество учащихся - участников проекта 387 203 602

Еще один проект Проектория через профессиональное просвещение, знакомти школьников с самыми разными специальностями и отраслями через просмотр профориентационных онлайн-уроков. Участниками данного проекта являются все школы города.
Проектория

Количество обучающихся, принявших участие в открытом онлайн-уроке, чел. Просмотр уроков в 2023-2024 уч. г.
сентябрь октябрь ноябрь декабрь апрель май
обучающиеся начального общего образования 28 30 390 368 443 87
обучающиеся основного общего образования 287 1257 985 1012 973 122
обучающиеся среднего общего образования 90 272 187 247 100 32
ИТОГО 405 1559 1562 1627 1516 241

Особое внимание сейчас уделяется конкурсам и олимпиадам технической направленности. Так в 2023-2024 году обучающиеся 8-11 классов школ приняли участие не только в традиционной игре «Что? Где? Когда», но и по таким программам как «Решение изобретательских задач», «Программирование», «Робототехника», «Управление и программирование бесплотных летательных аппаратов». По программе «Робототехника» к школьным командам присоединились команды «Центра технического творчества» и «IT-куб» ГБПОУ РМЭ «Волжский индустриально-технологический техникум». К сожалению, не все школы приняли участие в данных программах (участие № 2, 4, ВГЛ, 9), поэтому следующая наша задача - привлечение большего количества участников к Олимпиаде.
Важным направлением профориентации является профессиональное воспитание, которое предполагает активную пробу сил, участие в общественно-полезном труде, формирование профессиональных интересов школьников в мероприятиях, проводимых на базе учреждений профобразования города «СПК» и «ВИТТ».
Своеобразными профпробами является и организация профильных лагерей или профильных смен в период летних каникул.
Так, летом 2024 года на базе 2-ух школ, 2 учреждений дополнительного образования были организованы смены психолого-педагогической и технической направленности. Данными сменами было охвачено 110 учеников.

Летние профильные смены в Волжске в 2024 году
№ Направление Смены
1 Летние образовательные смены психолого-педагогической направленности - реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Школа вожатых "Я-вожатый" в апреле 2024 года на базе МУ ДО «ДТДиМ» с последующей практикой в рамках реализация досуговой программы летнего отдыха «Академия творчества» для детей 5-11 лет, для детей 12-18 лет в качестве вожатых
2 Профильные смены технической, естественно-научной, военно-патриотической направленности - летняя профильная смена "Гаудеамус" на базе Волжского городского лицея;
-реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Вокруг света за одно лето", "Юный радист", «Лето героев и зеленый патруль» на базе МУ ДО «ЦТТ»;
- реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Азы робототехники" на базе МУ ДО «ДТДиМ»
- реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Летний экологический отряд" на базе МУ ДО «ВЭЦ»
- летняя экологическая школа-практикум на оз. Яльчик от «ВЭЦ»

Одной из главных задач в организации профминимума является создание профильных предпрофессиональных классов, ориентирующих школьников на получение определенной профессии, например медицинский, педагогический и др. Опыт создания педагогических классов в городе был, но очень давно, с 1 сентября 2022 года была открыта группа психолого-педагогической направленности в 10-ом классе школы «СШ №2 им. Героя России Валерия Иванова» в количестве 20 человек. В 2023-2024 уч.г. на базе МОУ «СШ №1» открылась еще одна группа психолого-педагогической направленности.
Профильное направление в данных классах реализуется в урочной и внеурочной деятельности. В учебный план включены курсы: «Основы психологии», «Основы педагогики» и «Хореография». В рамках внеурочной деятельности с целью соотнесения своих возможностей с представлениями о профессии, развития профессиональных интересов в течение года в обеих школах реализовывалась программа «Вожатство», которая предусматривала оказание помощи классным руководителям на переменах и в проведении различных мероприятий, активное участие в Днях самоуправления в День учителя, а также прохождение педагогической практики в пришкольных лагерях.
В рамках Года педагога и наставника обе школы приняли участие в республиканской акциях и конкурсах («Педагогический диктант», «Педагогический батл») где стали победителями и призерами.
По итогам обучения в группе психолого-педагогической направленности 4 выпускника МОУ «СШ №2 имени Героя России В. Иванова» в 2024 году поступили на педагогические специальности (лишь 20% от общего количества обучающихся в классе).
В целом по городу ситуация с поступлением выпускников школ на педагогические специальности улучшается.
в 2022-2023 уч.г. в 2023-2024 уч.г.
9 кл-4
11 кл-12 9 кл-9
11 кл-8
Итого: 16 чел. 17 чел.
Вместе с тем, по данным мотивирующего мониторинга численность обучающихся в расчете на одного работника имеет в нашем городе очень высокое значение в сравнении со средним по республике: 12 против 5 учащихся на одного педагога. Следствием этого является перегруженность педагогов, отсюда их эмоциональное и профессиональное выгорание.
На сегодняшний день в ОО города работают 769 педагогов. Средний возраст педагогических работников в образовательных организациях составляет – 47 лет. Доля педагогов в возрасте до 35 лет всего лишь 18 %. Большинство педагогов имеют нагрузку более 2-х ставок.
Главная проблема – это малый приток молодых кадров, поэтому растить будущих педагогов системы образования города нужно начиная со школы. Актуальна сегодня работа с родителями и выпускниками по направлению на целевое обучение по педагогическим специальностям.
Президент РФ Путин В.В. подписал Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 года №555, которое меняет правила поступления на целевое обучение. С 1 мая 2024 года создана единая платформа на сервисе «Работа России» для заказчиков и абитуриентов, расширен список тех, с кем можно заключить целевой договор. Теперь выпускник сам ищет подходящее для него предложение для целевого обучения (на сервисе «Работа России» либо напрямую в ВУЗе или образовательной организации), причем, он может откликнуться на любое предложение по всей России. В текущем учебном году на предложения наших образовательных организаций откликнулись 2 выпускника, причем один из Волжского района. Надеемся, что количество целевиков год от года будет расти, а мы сможем предложить им достойные условия для обучения и дальнейшей работы.
На сегодня, по целевому направлению в МарГУ обучаются 12 выпускников школ города №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, из них 5 поступили в 2022 году (история и обществознание, начальная школа, ин. яз. (англ.), рус. яз. и литература, математика и физика). Положительная тенденция в данном направлении работы очевидна. За последние пять лет в образовательные учреждения (далее ОО) города Волжска пришло 22 молодых специалиста, из них 2 обучались по целевому направлению. В настоящее время в ОО продолжают из них трудиться 14 молодых специалистов. В 2024-2025 учебном году приступят к работе еще 5 молодых специалистов, из них 2 обучались по целевому направлению.
Проводимая работа начинает приносить результаты. Если в предыдущие годы мы чествовали по 2-3, а то и 1 молодому специалисту, то в 2023 и 2024 годах - их уже по 5 человек.
Чтобы сделать верный выбор, можно оттолкнуться от простой формулы «Хочу — Могу — Надо». Хочу – это то, что нравится, что вдохновляет, что интересно. Могу — это знания, навыки, таланты, которые помогают в работе. Надо – это то, чего от нас ждут, то, что востребовано. Очень важно иметь интерес и желание учиться, а потом и работать по востребованной на рынке труда профессии.
Первую оценку своих знаний, способностей, навыков обучающиеся получают, проходя государственную итоговую аттестацию в 9 классе.
Итоги ГИА-9 показывают, в сравнении с 2023 годом пусть небольшие, но улучшения есть. Это в первую очередь касается математики, количество не сдавших этот предмет в сравнении с 2023 годом стало в 2 раза меньше -16% против 35%. Полное отсутствие двоек по математике в ОШ №3, в СШ №№ 2, 10 их всего по три.
Итоги основного периода ГИА-9 в 2024 и 2023 году:
№ Предмет количество участников ОГЭ в 2024 2023 г. % «2» от общего кол-ва сдающих 2024 г. %% «2» от общего кол-ва сдающих
1. английский язык 30 3 7
2. биология 137 12 14
3. обществознание 376 30 26
4. информатика 184 13 15
5. химия 59 7 3
6. история 25 8 0
7. физика 70 11 11
8. география 345 28 26
9. литература 7 0 14
10. русский язык 620 11 17
11. математика 618 35 16
В этом году выпускники 9-х классов гораздо хуже справились с русским языком, и количество «2» растет в 22 году - 6,5%, 23 - 10,5%, 24 - 17%. Главная причина - дети не пишут изложение и сочинение, или если напишут, то не выдают необходимое количество слов для изложения и сочинения - не менее 70 слов. Поэтому остается установка прошлого года на отработку умений писать изложение и сочинение.
Количество обучающихся, оставшихся на осень в этом году составило 88 человек или 14% от общего количества сдающих ГИА-9, против прошлогодних 19,5%.
Ежегодно, в нашем городе порядка 400 выпускников 9-х классов выбирают обучение в СПО по рабочим специальностям, около 230 девятиклассников продолжают свое обучение в школе. Девятиклассники, успешно сдавшие ГИА-9, поступают в профильные классы школ №№ 4, 5, ВГЛ и 9 и десятые общеобразовательные классы школ города.
Анализ сдачи ЕГЭ в одиннадцатом классе показывает, что именно выпускники профильных классов становятся высокобалльниками по предметам выбранного профиля, и как правило, выбирают соответствующий ВУЗ и будущую профессию.
Так в 2024 году по итогам результатов ЕГЭ 77 раз выпускники получили высокие баллы (выше 80 баллов). Средние баллы по предметам математика и физика выросли по сравнению с предыдущим годом: математика с 56 баллов до 67, физика с 51 балла до 61. Два выпускника получили 100 баллов: по русскому языку (СШ№12 учитель Сычева Елена Алексеевна) и литературе (СШ№9, учитель Воркунова Ольга Михайловна).
Всего в 2024 году 84% выпускников поступили в ВУЗы, из них по профилю обучения в школе поступило 74,6%. А в ВГЛ 100 % выпускников 2024 года, обучающиеся по предметам естественнонаучного профиля поступили на технические факультеты ведущих вузов России в г.Йошкар-Ола, г.Казань, г.Чебоксары, С-Пб, Краснодар, Ульяновск., из них 96% - на бюджет.
Такой показатель – результат системной работы администрации и педагогического коллектива лицея по реализации естественнонаучного профиля, обеспечивающий высокий уровень подготовки выпускников. С 2016 года в лицее реализуются задачи проекта, который инициировал Волжский электромеханический завод, «Будущее Волжска», где учащиеся 10,11 классов изучают математику, физику и начертательную геометрию на повышенном уровне сложности. То есть ученики не только готовятся к достойной сдаче ЕГЭ, но и предопределяют для себя в дальнейшем инженерное образование.
С декабря 2023 года диссимиляция положительного опыта работы Волжского городского лицея по данному направлению ведется в статусе федеральной инновационной площадки. МОУ «ВГЛ» вошел в число 46 инновационных площадок в РФ и пяти в Приволжском федеральном округе.
Сегодня на уровне региона делается очень много для того, чтобы насытить экономику кадрами. Решить этот вопрос можно только комплексно. Мы видим, что в системе подготовки кадров происходят большие изменения, которые затрагивают и систему общего образования. Мы становимся помощниками в обучении востребованных специалистов для предприятий региона и нашего любимого города.
В современных условиях, в эпоху ускоренного технологического и цифрового развития экономики, социальной сферы и системы управления, на образовании лежит особая миссия кадрового обеспечения всех направлений деятельности.
Отдел образования администрации г.Волжска
фото Татьяны Курмаевой
Нравится
+1
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
28-летний мужчина предстанет перед судом за угон автомобиля в Волжске (Марий Эл)
21 декабря в Марий Эл ожидаются осадки в виде снега и ледяного дождя, днем до +5 градусов
Дорожные полицейские провели с ребятами мастер-класс по наклейкам безопасности
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ЭКОНОМИКА
Следующая станция — Новый год: декабрьские премьеры Wink.ru домчат зрителей прямо в праздник
ОБЩЕСТВО
Компания "Интерколд" поздравляет с юбилеем известного знатока промышленного холода Николая Кирьянова
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика