-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ЭКОНОМИКА | ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВО
18/01/2008

Выбирай, выбирай... А где же волжский каравай?

В любой точке земного шара хлеб занимает главное место в доме, служит символом жизни, добра, душевной щедрости и тепла. Эта истина не требует доказательств.

Хлеб — показатель социального благополучия. Когда денежный эквивалент потребительской корзины вырастает прямо на глазах, болезненнее всего мы воспринимаем изменение цен на хлеб.

От чего зависит цена на самый массовый продукт питания и будет ли она повышаться? Что мешает расширить ассортимент хлебобулочных изделий? Как обстоят дела с их качеством? Этим и другим вопросам посвящен наш сегодняшний материал.

Третья межрегиональная конференция по хлебопечению, которая проходила в Йошкар-Оле по инициативе Российской Гильдии пекарей и кондитеров, обозначила целый ряд проблем. Это нестабильное качество продукции, изношенное и недостаточно современное оборудование, трудности в работе с торговыми сетями и, наконец, низкий уровень квалификации персонала и маленькая зарплата. В настоящее время в некоторых регионах Приволжского округа прослеживается опасная тенденция сокращения численности хлебопекарных предприятий. В среднем на 10 тысяч жителей приходится не более одного (для сравнения: в странах Западной Европы — три-четыре). Из чего следует, что подавляющее число субъектов федерации не может обеспечить население свежей продукцией в необходимом объеме и разнообразии. Не может создать здоровую конкурентную среду, способную насытить рынок.

Не является исключением и наша республика. Несмотря на то, что по темпам роста числа хлебопекарных производителей она «впереди планеты всей», выпуск собственной, достаточно конкурентоспособной продукции налажен слабо. А потенциал у данного сектора экономики есть и, причем, значительный. Исходя из информации Роспотребнадзора, только в Марий Эл существует потребность в открытии дополнительно нескольких десятков предприятий к имеющимся 62-м!

Для кого-то эти цифры покажутся неожиданными. Ведь ощутимого дефицита хлебобулочных изделий нет ни в стране, ни в республике. Особая тема — хлеб диетический. Уровень производства такового по-прежнему мал и составляет около 6% (в европейских странах этот показатель достигает 20-30%). В шести регионах округа он вообще не выпускается. А ведь введение в рецептуру соответствующих компонентов позволяет эффективно решать проблему профилактики и лечения различных заболеваний. Известно, что Марий Эл относится к территориям со сниженным содержанием йода в экосистеме. При этом лишь на 10 предприятиях края стабильно выходят с конвейера профилактические сорта хлеба. Причем обогащенную полезными элементами и экологически безопасную продукцию нельзя назвать популярной. Налицо низкий уровень информированности населения и недостаточная реклама со стороны производителей.

Еще одна сторона проблемы. Не секрет, что зачастую хлеб возят на расстояния не в 2-3 километра, а 20-30 и гораздо больше. Можно ли в этом случае говорить о его свежести и качестве? Разве не более разумно выпускать пользующуюся ежедневным спросом продукцию непосредственно на местах и не тратиться на дорогостоящее топливо?

Возьмем для примера Волжск. Недостатка в хлебе, вроде бы, не ощущается. На сегодняшний момент, по самым грубым подсчетам, 80 процентов его доставляют извне. А именно: из Зеленодольска, Васильево, Звенигово, Алексеевки, Красногорска и даже Йошкар-Олы и Чебоксар. Если он не являет собой эксклюзивное изделие, приготовленное с добавлением особых ингредиентов, то его стоимость не отличается от хлеба местных производителей. И для покупателя, наверное, нет существенной разницы, чей хлеб он берет к своему столу. Лишь бы был свежим и вкусным. Не говоря уже о том, чтобы не крошился при нарезке, долго хранился и не отдавал дрожжами, что, согласитесь, тоже немаловажно. Соблюдение этих параметров по силам далеко не всем изготовителям. Даже у одной и той же фирмы качество «колеблется». По данным производственного контроля республики, каждая 10-я проба не отвечает требованиям по санитарно-химическим показателям (пористость, кислотность, влажность). Ведь в хлебопекарном деле решающую роль играет не только человеческий фактор, но и качество исходного сырья. Последнее проконтролировать не так-то просто, но вполне реально. Особенно серьезным предприятиям, руководство которых умеет просчитывать нюансы и тщательно следит за технологией. Такие, конечно, есть. Они не случайно прочно осели и на волжском рынке, «не давая» развернуться местным специалистам. Им выгодно отпускать свой калач по невысокой цене, потому что выигрывают за счет больших объемов и более широкого ассортимента (хотя по поводу последнего можно поспорить: особого разнообразия все же нет, в основном, к нам везут стандартные изделия).

Соревноваться с конкурентами волжанам пока трудно. В городе выпечкой продукции на все времена занимаются ООО «Наш хлеб» и ЗАО «ЛИК». Предприятия ориентированы на определенный круг покупателей и пока не задавались целью обеспечить весь город. Они заняли свою нишу и стойко отстаивают честь волжского хлеба. И, кстати, на общем фоне их изделия выглядят не хуже. Впрочем, за вкусами людей уследить не легко, и на сегодняшний день в Волжске создалась, пожалуй, самая активная конкурентная среда.

На первый взгляд, ничего плохого в этом нет. Горожане имеют возможность выбора и отдают предпочтения тому или иному производителю. А те в свою очередь стремятся сделать свой товар лучше, стараются держать марку. Глядя на такую многоликую картину, напрашивается вопрос: почему так мала доля волжского хлеба? Неужели мы не можем, как раньше, снабдить себя самым необходимым?

Наверное, потому, что в свое время сдали позиции и «свято место» тут же заняли более дальновидные. Когда-то крепкое и стабильное предприятие «Волжский хлебозавод», рассчитанный на выпуск 20-25 тонн хлеба в сутки, могло полностью удовлетворить потребности жителей города. С некоторых пор оно признано нерентабельным (?!). В ноябре 2005-го к руководству пришел новый хозяин Д.В.Туранов с твердым намерением сохранить и развить «затухающее» производство, вернуть былую славу (речь идет о хлебозаводе №2). Ведь там работали опытнейшие мастера хлебопечения, хранители незыблемых традиций, которые обязательно должны быть продолжены. Поэтому основная часть инвестиций ушла на покупку современного оборудования, планировалось даже запустить лимонадную линию. Постепенно потребительские свойства хлеба достигли высокого уровня. Однако… благим помыслам не суждено было осуществиться, и с мая 2007 года завод пришлось остановить. Он просто оказался не у дел. Рынок уже потерян. Торговые организации «отвыкли» от нашего хлеба и не хотят менять поставщиков. Втиснуться же в море чужого товарооборота можно лишь начав с малого. А выдавать небольшие объемы крупному заводу экономически не выгодно. Значительные энергозатраты несопоставимы с мизерной прибылью. По мнению Дмитрия Владимировича, без поддержки городской администрации на сегодняшний день повернуть ситуацию в сторону местных производителей практически нереально.
Забегая вперед, поделимся с волжанами хорошей новостью. В ближайшее время на территории хлебозавода №2 будет реализован привлекательный инвестиционный проект. Цель его — наладить производство продуктов повседневного спроса, в том числе кондитерских и молочных изделий. Отпускная цена на них будет ориентирована на людей с низким достатком. И что особенно хорошо — появятся новые рабочие места.

Положение с хлебом должно измениться. Рынок — живой, саморегулируемый организм и корректировке извне не всегда поддается. А насчет повышения цен, то с этим более или менее все понятно. Хлеб — такой же рыночный продукт и на его стоимость влияет много факторов. В первую очередь повышение цен на муку, масло, другие компоненты, а также энергоносители. Прибавим сюда транспортные расходы, оплату труда работников и т.д. Кстати, в последнее время можно наблюдать замораживание цифр на ценниках именно на продукцию местного колорита. И еще момент, который заставляет задуматься. Вечером в городе порой не купить не только булочки к чаю, но даже обычной буханки ржаного или белого. Значит, «заграничные» пекарни не справляются с запросами жителей Волжска или не в состоянии держать обстановку под контролем. И это в конечном итоге может сыграть в пользу наших производителей. Живем мы все-таки в XXI веке, и с наступлением зимних вечеров город еще не погружается в сон, как думают транспортники. Людям нужен хлеб всегда. И именно свой, родной, в богатом ассортименте, потому что с ним они ощущают спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Подготовить ребёнка к школе. Развить в нём способности к обучению. Всё это возможно в детском центре в Мытищах с говорящим названием "УникУм". Педагоги работают с детьми от 3 до 16 лет в нескольких направлениях - здесь и творческая мастерская, и изо-студия, и группы дополнительной школьной подготовки. Есть даже курсы английского языка.

Т.КУРМАЕВА.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
В Волжске появилась социальная реклама, призывающая водителей соблюдать Правила
Днём 23 ноября местами по Марий Эл ожидаются порывы ветра до 15-20 м/с
Лауреат финала "Большая перемена" из Волжска рассказала, какую профессию хочет выбрать
Росреестр Марий Эл провел деловую встречу с органами местного самоуправления
В Марий Эл 49-летняя женщина осуждена к 8 годам лишения свободы за убийство дочери
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
НА САЙТЕ:
Новости
Объявления
Форум
Афиша
Справочник
 
Блоги
Опросы
Вопросы-ответы
Фотоальбомы
Транспорт
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика