-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | СОЦИУМ
29/08/2008

Словесник с буквы прописной

ДЕТСКАЯ КЛЯТВА, ДОБРЫЙ ГОЛОС ОТЦА И ЗАВИСТЬ ПОДРУГ
Любовь к своей профессии у Марины зародилась еще в раннем детстве. В садике №6 «Звездочка» читала стишки. Всегда находила общий язык с воспитателями и педагогами. Когда пошла в школу, то со «Звездочкой» не расставалась. После уроков спешила к малышам. Ей доверяли читать детям книжки, укладывать их спать. Учеба давалась Марине легко. В первом классе была одна четверка по чтению. И тогда девочка поклялась сама себе, что научится читать лучше всех. В итоге 8 классов школы №9 Наумова закончила с отличием. Поскольку любовь к чтению была заложена сызмальства, Марина не ленилась по 3-4 часа выстаивать очереди за дефицитными книгами. Поэтому не случайно еще в школе она уже имела полную библиотеку русской классики. Умная и активная девочка являлась председателем совета отряда, секретарем комсомольской организации школы. Вела кружок вязания. Больше дружила с мальчишками. Почему? «Они понятливее, конкретнее и… — говорит Марина Николаевна, — не выпендриваются.» А еще, преподаватель русского языка и литературы школы №1 Фаина Алексеевна Новоселова доверяла девочке проверять тетради учеников. И это уже серьезно.
— Я мечтала стать учителем с четвертого класса. Правда папа, Николай Степанович, постоянно меня настраивал поступать в медицинский институт. Он видел меня хирургом. Может быть потому, что мама всю жизнь проработала медсестрой. Папка, конечно, был замечательный. Он возглавлял ремонтно-механический цех на Марбуме. Воспоминания тех лет, пожалуй, самые яркие и красочные. Особенно запомнились экскурсии по комбинату, во время которых отец интересно рассказывал и показывал, что делают на тех или иных станках. Тогда я удивлялась: как он много знает! После таких «походов» на производство возвращалась домой с сувенирами в виде разноцветной металлической стружки, деревянной модели небольшой детали или просто со старым номером журнала «Лесная промышленность». Как мне тогда завидовали во дворе!!! Всплывают в памяти и поездки в пионерский лагерь имени Вали Котика. На озере Яльчик мы уплывали с папой далеко от берега. Вокруг успокаивающая тишина, живописные картины природы и – добрый голос отца. Простыми и доступными словами он рассказывал о сущности таких человеческих качеств, как чувство долга, ответственность, порядочность. Но, почему-то никогда не говорил о войне. А я всегда любила перебирать его награды. Они казались мне красивыми и занимательными предметами, вроде игрушек. Позднее поняла, что за каждой из них своя история. И все же одну из скупых отцовских фраз я запомнила на всю жизнь: «Для солдата и офицера самая дорогая награда – медаль «За отвагу». Была она и у моего папы. Его уже нет, но я до сих пор пристально, с волнением вглядываюсь в кадры кинохроники Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. И все ищу, ищу родное лицо, ведь он был участником этого эпохального события.

«КАРТОШКА», ЗАВОРАЖИВАЮЩИЕ МОЗГСЕМИНАРЫ И ЛАГЕРЬ ИМЕНИ ВАЛИ КОТИКА
В 1984 году Наумова успешно оканчивает школу №1. Куда поступать? Конечно же, в педагогический! У Марины даже в мыслях не было, что не поступит. И… вот уже за плечами «абитура», высокий проходной бал. Активную и деятельную студентку выбирают старостой группы. В вихре свободного полета закружилась, завертелась беззаботная пора самостоятельного познания жизни, пробы на зубок «твердости гранита высшей школы». Строительные отряды и скороспешные сессии, осенняя «картошка» и практика переплелись в едином клубке самонадеянности и максималистского бытия.
— Я с благоговением вспоминаю студенческую пору, — говорит Марина Николаевна. – А как забыть любимых учителей с большой буквы, профессионалов своего дела? Понимаете, мы плакали, да-да, плакали на лекциях, когда кандидат филологических наук Юлия Васильевна Володина рассказывала о жизни Тургенева. Она учила нас правильно излагать материал, заинтересовать слушателя. А новаторские семинары, теперь уже профессора, доктора филологических наук Игоря Петровича Карпова завораживали мозг, прессовали сознание и питали нестандартное мышление. Трехмесячная практика в лагере имени Вали Котика также являлась своего рода самоутверждением. Знания, полученные в альма-матер, можно было тут же применить в реальной жизни. Я всегда стремилась на Яльчик. Досрочно сдавая экзамены, с радостью мчалась в родной район. Многому меня научили здесь Валентина Кузьминична Каштанова, Лидия Ивановна Безденежных, Ирина Анатольевна Лобаницкая.

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ, А «ЯЗЫК НАШЛА БЫСТРО»
Распределили Наумову в школу №3 г.Волжска. Но места в ней для молодого специалиста не оказалось. Предложили работу в СШ №6.
— Я очень расстроилась, — вспоминает Марина Николаевна. – Но начальник отдела кадров гороно Людмила Касимовна Янгелова успокоила: «Мариночка, «гора» — это не край света. Шестая школа новая и перспективная. Микрорайон «Машиностроитель» строится и развивается». Я же еду в автобусе и реву. Привыкла, что все всегда было рядом: детский сад, школа, институт, общежитие. Мне сразу дали пятые классы и один выпускной. Если честно, боялась, робела. Но общий язык нашла быстро. Позднее я отработала три года в первой школе заместителем директора по воспитательной работе. Удовлетворение почему-то не получила. Поэтому, когда завуч Валентина Петровна Охтеменко позвала обратно, с радостью вернулась. С тех пор много утекло воды, прошло три полных моих выпуска.

ЖУПЕЛ БЕЗДЕНЕЖЬЯ И ДЕТИ, ОТРАЖАЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТЬ
Постоянно удивляюсь ее умению найти подход к людям, опуститься до уровня ребенка или подняться на высокую ступеньку крупного руководителя. Марина Николаевна всегда спокойна, улыбчива, обаятельна.

— Каким образом Вы находите общий язык с нынешними детьми? На мой взгляд, время отложило противоречивый отпечаток на их души. В нашей действительности слишком большой диапазон свободы межличностных, общественных, производственных отношений и вариаций наглядных примеров, как положительных, так и отрицательных.
— Я двадцать лет в школе. Часто слышу – «дети стали хуже» — рассказывает она. — А мне кажется – лучше. Они активны, любознательны, непоседливы, словом – молодежь своего времени. Многое зависит от того, в какой среде они растут. В настоящее время семья перестала исполнять функцию воспитывающей ячейки. К сожалению, родители на первое место все чаще и чаще ставят вопрос «добывания денег». Приоритеты нивелируются, а ребенок варится в собственном соку, оставаясь за «кадром» благополучности. И только школа старается не упустить маленького человека. Я сама воспитываю сына и вижу: он – отражение реальности. Издержки негатива внешней среды приходится корректировать дома. Диме — четырнадцать. Недавно он мне спокойно, но категорично заявил: «Мама, не повышай на меня голос». И я поняла: он уже не ребенок. С ним нужно быть на равных и можно говорить обо всем. Дима спокойный ребенок. Нет, не отличник-хорошист. Скажем так – учится в меру своих сил. Но очень увлеченный человек. Хорошо владеет компьютером. Не обделен литературным даром. Поет караоке. У него золотые руки. Сам собрал мебель. Мечтает стать археологом, скрупулезно изучает Египет. В принципе, увлеченных детей много. А мы, взрослые, должны создать предпосылки для развития у них задатков. Согласна, в образовании сейчас господствует вариативность школьных программ. Дети меньше читают, редко заучивают стихи. Многое стало зависеть от личности учителя. Если педагог требователен, заставляет на уроках трудиться с полной отдачей, то и результат налицо. Родители, к сожалению, почти все, процесс обучения переложили на наши плечи. Если говорить конкретно, я работаю по своему методическому пособию. Да, нетерпима к недостаткам. Да, открыта, прямолинейна. Порой категорична. Может быть кому-то это не нравится. Но это моя позиция. А итог – закономерен. Например, Оксана Ульянова победитель Российского конкурса «Радио России», что дало ей право вне творческого конкурса поступать на факультет журналистики Московского государственного университета. Первое место в республиканском конкурсе «Ренессансный человек начала ХХ века» заняла Ольга Казакова. Диплома Марий Эл за лучшую творческую работу «Души исполненный полет» удостоена Настя Рябова. Более десяти выпускников продолжили обучение на филологическом факультете Марийского педагогического института. Когда приезжаешь в вуз, очень приятно слышать от профессорско-преподавательского состава, что с моими учениками, владеющими фундаментальными знаниями, заниматься одно удовольствие. Положа руку на сердце скажу, существует негласная поговорка: «Кто преподавал в шестой школе, тому легко работать везде».

«ВОПРЕКИ ВСЕМУ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!»
— Марина Николаевна, Вы стали лауреатом премии Президента России. Что подтолкнуло принять участие в этом престижном конкурсе?
— Действительно, получить признание на самом верху достаточно сложно. Но я была уверена в победе. Прошла курсы повышения квалификации в Марийском институте усовершенствования учителей. Пообщалась с лауреатами. Подробно расспросила о некоторых процедурных тонкостях, необходимых документах. Дома начала серьезную подготовку. Конечно, заманчиво было получить и материальное вознаграждение. Но это вторичное, поскольку от природы я не алчная. И еще… хотелось доказать, скорее всего самой себе, что «есть женщины в русских селеньях…»

— Позитивно, настроиться на победу не так просто.
— Мое вдохновение – сын. Он говорил: «Мама, ты обязательно победишь!» Разочаровывать детскую душу так не хотелось… Коллеги тоже возлагали надежду. Ежедневно воодушевлял на победу директор школы Валентин Борисович Волков. Большое спасибо и низкий поклон Валентине Петровне Охтеменко, которая «сделала» из меня учителя, научила всему, что я сейчас могу. Она, буквально, как неоперившихся птенчиков взращивала учителей, широко, без оглядки открывая перед ними двери, давала путевку в жизнь.

— Что, по Вашему мнению, дает участие в подобных конкурсах?
— Учитель сдает экзамен каждый день. Уроки, классные часы, подготовка воспитательных мероприятий отнимают много времени. Но когда все удается, когда видишь лучики радости в глазах ребят, благодарность родителей за свою работу, то, кажется, что ты все можешь. Хочется быть учителем с большой буквы. Тогда и созревает решение испытать себя на прочность в педагогическом мастерстве. А если уверена в себе, то и у страха глаза невелики, и успех не кажется столь недостижимым. Участие в конкурсе дает стимул на новые открытия, на новые победы. Дух соперничества рождает активную позицию. Поэтому не нужно бояться, нужно просто сказать себе, что ты лучшая, лучший, и начать подготовку.

— Дайте, пожалуйста, несколько советов тем, кто все-таки «решился на это».
— Прежде всего, нужно оценить себя: а как я буду представлена, представлен в ряду учителей России. Во-вторых, правильно оформить нужные бумаги. В-третьих, заручиться поддержкой близких. В-четвертых, не лениться и, может быть, меньше спать. И, конечно же, нужен компьютер, без которого ни одна бумага не может быть представлена. А главное – верить в себя!

— Марина Николаевна, что или кто Вам помогает в работе?
— Профессия учителя очень сложная и ответственная. Ребенок не терпит фальши, он как чистый лист бумаги, на котором надо написать «жизнь». И каким вырастет малыш, во многом зависит от учителя. Дети – результат нашего длительного и кропотливого труда. И я честно работаю. Даже можно сказать – вкалываю, не раз в день повторяя свой девиз: «Вопреки всему, несмотря ни на что!» Также мне помогает завет мудрого отца, который веско, но не назидательным тоном говорил: «Помни, доченька, ты работаешь с детьми, которые вырастут, и ты сможешь понять, кем была для них: получатся хорошие люди – значит, ты хороший учитель, а если плохие, то лучше уйти…» И мои ученики меня не подводят.
А.КЛИМОВ.
Нравится
+12
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
ЕЩЁ НА ТЕМУ:    педагоги
Педагогическое кредо учителя истории школы №10 г.Волжска
Какими станут сегодняшние школьники, что принесут они обществу — любовь милосердие или расчетливый цинизм?

Научили ли мы, педаогии, противостоять порокам современного мира?
В Марий Эл подвели итоги конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года»
Вчера в Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетана подвели итоги конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Лучший учитель марийского языка» и «Сердце отдаю детям».
В Марий Эл в сфере образования будет увеличено количество грантовых конкурсов и премий
Юрий Зайцев поздравил всех собравшихся со знаменательным событием и напомнил, что миссия Года педагога и наставника, объявленного указом Президентом Российской Федерации, – это признание особого статуса педагогических работников.
Учитель из Волжска (Марий Эл) готовит будущих хозяев и хозяек
В огромном мире профессий есть те, что становятся призванием или делом всей жизни. К ним, безусловно, относятся учителя… Любимых педагогов всегда помнят и называют учителями от Бога.
НОВОСТИ
На трассе в Медведевском районе (Марий Эл) водитель "девятки" сбил пешеходов
Глава Марий Эл Юрий Зайцев провел заседание Координационного совещания по обеспечению правопорядка
Днём 23 ноября местами по Марий Эл ожидаются порывы ветра до 15-20 м/с
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ОБЩЕСТВО
В Волжске обновилась одна из остановок общественного транспорта
ОБЩЕСТВО
На строительной площадке бывшего кинотеатра Волжска (Марий Эл) снимают леса
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика