-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | ПОРТРЕТЫ
09/05/2010

А ПАМЯТЬ ЖИВА…

Дороги войны… У каждого они были свои. Кому-то довелось дойти до Берлина, у кого-то из солдат Великой Отечественной они были намного короче, но не были от того легче.
Военная дорога Петра Егоровича Яшагина началась 23 июня 1941 года.

В то лето он — работник ТЭЦ Марбумкомбината, решил отдохнуть с молодой женой Настенькой в доме отдыха «Васильево». Утром четвертого дня отпуска, выходя из столовой, молодые супруги узнали страшную весть — началась война.
Сразу вернулись в Волжск, уже на следующий день Петр был мобилизован в ряды Красной Армии.
Редкие письма с фронта приходили без обратного адреса, лишь с номером полевой почты. Где воевал муж, Настя не знала. Из его сообщений поняла, что в первый же военный год он был ранен.
Во время сложного задания по установке связи с частью, оказавшейся блокированной с трех сторон врагом, рядовой Яшагин с четырьмя бойцами попал под обстрел фашистской батареи. Приказ был выполнен, и бойцам оставалось лишь укрыться в соседней воронке, от которой до своих — сотня метров, когда вражеский осколок зацепил Петра. Спасительной для обезноженного бойца и его товарищей была только траншея. Из последних сил друзья вынесли его с поля боя. Полуокруженная часть была спасена благодаря шквальному огню наших орудий. Только и успел сказать слово доброе Петр своим боевым друзьям. А затем — два месяца госпиталя.
Строки из одного сохранившегося до наших дней письма своей жене Анастасии Петровне, работавшей с 1939 года на Марбумкомбинате на первой бумажной фабрике:
«Настенька, живите дружно, работайте, чтобы больше дать продукции. Это нужно для того, чтобы быстрее прогнать фашистских гадов и с Победой вернуться домой. И тогда начнется новая мирная жизнь, будем любить друг друга как никогда, жить рука об руку, не обижать ничем. Скоро пойдем в бой, на помощь своим товарищам. А вас, дорогие мои, я прошу не беспокоиться за меня, останусь жив и здо¬ров — напишу вам. Крепко целую вас с дочкой Тусей».
Время безжалостно к письмам. Из трех осталось лишь одно. Только фотография и письмо. Оно было последним.
В апреле 1942 года пришло Анастасии Петровне извещение о том, что муж пропал без вести. Ему было чуть более тридцати. Ей — около тридцати. Она не хотела верить казенной бумаге и продолжала ждать писем с фронта. А еще — работать и растить маленькую дочурку Тому, повторяя про себя строки из писем мужа.
— Трудились на двух бумагоделательных машинах сразу. Бывало, что не хватало сырья, и тогда машины работали попеременно. Всё приходилось делать самим: и вагоны разгружали, и снег чистили. Его в войну много было, да и холодно очень. Работали по 12 часов, а в выходные дни — по 18, но мы не считались ни с чем. Не покидали Марбум по 30 часов. Выполняли и перевыполняли все нормы, ждали, когда же наступит долгожданная Победа, — вспоминала она.
О ней Настя узнала на работе. В то утро находилась на верхней сетке бумажной машины. В четыре часа утра прессовщица Наталья Денисова громким свистом позвала её. В грохоте механизмов тонули слова подруги, но Настя поняла: «Победа».
Слезы радости не давали ни думать, ни говорить, но улыбки на лицах членов бригады выражали большое человеческоеё счастье. А вскоре прозвучало официальное сообщение.
День был теплым, солнечным, каким-то ласковым. У проходной Марбумкомбината собрались люди. Толпа загудела, когда из репродуктора послышался голос Левитана. И сразу наступила тишина. Народ ловил каждое слово. А когда прозвучало: «Победа», все собравшиеся словно выдохнули. Послышались возгласы: «Ура!», и всхлипы рыданий. Тут же кто-то заиграл на гармони. Но для Насти все звуки тонули в безмолвии слез. Она шла по улицам маленького Волжска с мыслями о любимом. Дома, обняв 13-летнюю дочку Тамару, она тихо и долго плакала. Несколько дней находилась будто в забытьи…
Анастасия Петровна Яшагина надолго пережила своего мужа Петра Егоровича. До глубокой старости берегла сохранившееся письмо с фронта и фотографию, где они были вдвоём. О дальнейшей судьбе красноармейца Яшагина ничего не знала, до конца своих дней продолжала его ждать.
Спустя более полувека правнуки Петра Егоровича Яшагина — Иннокентий и Дмитрий — в поисковых системах «Интернет» смогли почти полностью восстановить пройденный военный путь прадеда.
Красногвардеец П.Е.Яшагин был зачислен бойцом в третий батальон взвода связи сороковой кавалерийской дивизии, которая находилась в составе 51-й Армии. Командиром дивизии, сформированной в августе 1941 года и насчитывающей две с половиной тысячи конников, был полковник Кудюров.
Основной задачей этого подразделения была подготовка контрудара по десанту противника в направлении Севастополя. Последний бой дивизии, провоевавшей меньше года, прошёл в Керченском проливе.
По мнению военных историков, слабо вооруженная дивизия, состоявшая из молодых, порою необстрелянных бойцов, не могла противостоять натиску фашистских сил, рвущихся к Севастополю.
В окружении знамя дивизии утеряно, в живых не осталось никого. Расформирована она была в мае 1942 года. Вскоре начались ожесточенные бои на Керченском плацдарме, за успех которых отдали свои жизни молодые бойцы 40-й кавалерийской дивизии.
Но память жива воспоминаниями не только тех, кто ходил в атаку, но и в военных письмах и фотографиях, что есть в каждой семье. Они нужны не только нам, они будут нужны и будущим поколениям — всегда помнить о том, какой ценой завоевана свобода и независимость нашей Родины.
Э.КАЧУМ.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика