-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | ПОРТРЕТЫ
21/05/2010

Иван Ильич... соль земли Российской

Волжанин Иван Калякин освобождал Венгрию, Чехословакию, Австрию. Пять раз горел в танке. В Берлине, буквально в двухстах метрах от Рейхстага, его «тридцать четверка» вспыхнула зловещим пламенем от прямого попадания из фаустпатрона. Сильнейшая контузия. Госпиталь. Две недели ничего не видел. Сплошные мрак и черная бездна. Но командир танкового взвода не пал духом. Встал в строй назло врагам!

И служил в Германии до марта 1946 года. Советское командование высоко оценило ратный подвиг молодого лейтенанта. Иван Ильич награжден самыми значимыми боевыми наградами: орденами Красной Звезды, Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В мирной жизни Калякин также «блистал», как на полях сражений. Поднимал совхозы «Луговой», «Эмековский». Волжане до сих пор тепло отзываются о мудром, справедливом и принципиальном руководителе. Иван Ильич — дважды кавалер ордена «Знак Почета». Судьба всегда ему благоволила, по кирпичику выкладывая монолитную стену непререкаемого авторитета. Кто же он, наш герой, чьих мест и кровей?

Вражеская пуля или смертельная волна

Ваня Калякин родился осенью 1923 года на правом берегу Волги в деревне Ходяшево Нурлатского района Татарской АССР. В семье — семеро детей. Ваня — предпоследний. Отец держал хозяйство в крепости. Одним словом, хваткий крестьянин, рачительный хозяин… «Новоиспеченной» власти такие справные мужики не очень-то и нравились. В тридцать втором семью раскулачили. Отца выслали в Сибирь, где он и сгинул в таежных лесах. Мама, оставшись с оравой детей, как могла сопротивлялась судьбе-злодейке, лезла из кожи вон, чтобы прокормить семь ртов.
Ваня всегда стремился ей помочь: принести воды, прополоть грядки, накормить скотину. Учился хорошо. Перед войной, по окончании Ходяшевской восьмилетки, уехал на заработки. Со старшим братом работал грузчиком в Горьковском порту.
Вторая мировая опалила «внезапным огнем» каждый дом, каждую советскую семью. Иван рвался на фронт бить фашистов. После ускоренных курсов Первого Горьковского танкового училища его в срочном порядке отправляют на передовую. Сражался на Северо-Западном, первом Украинском фронтах. Взвод из пяти танков под командованием Калякина проводил опасную разведку боем, утюжил вражеские окопы, таранил бруствера, форсировал Вислу и Одер, брал Берлин.
— Порой попадали в безвыходное положение, — рассказывал позднее своему сыну Иван Ильич. — Бывало, подбитый танк горит, языки пламени со всех сторон облизывают броню. Сползешь вниз через люк под «стальное брюхо ТЧ», наденешь шлем на саперную лопату, спровоцируешь немца… А фриц не дремлет. Хлоп!.. и дырка… в головном уборе. Значит с этой стороны опасно. А снаряды в танке вот-вот сдетонируют. Торопишься принять решение… Выбираешь… вражескую пулю или, не менее смертельную, взрывную волну.
Калякин был особенным. Его любили и уважали подчиненные; на солдатской крови он не стремился к большим звездам на погонах. Ценили командиры: за живой ум, оправданную осторожность и расчетливость, перспективное мышление. Он не пил вообще… Даже в экстремальных ситуациях на войне. Наркомовские 100 грамм перед атакой менял на шоколадку и кусочек масла. На сарказм товарищей по оружию с полной ответственностью заявлял: «В бою командир должен ясно мыслить и мгновенно принимать правильные решения». Если бы после войны Иван Ильич остался в Вооруженных Силах, не исключено — мог дослужиться и до генерала. Но мирная жизнь его прельщала и манила больше.

Эксклюзивный и нестандартный

Вернувшись в родные края, Иван встретил красивую и статную девушку Марию Старикову. Долго не размышлял и, форсируя конфетно-букетный период, по-танкистски, ударив по рычагам, сделал предложение. Она не смогла отказать бравому и симпатичному лейтенанту. И даже пообещала быть покладистой женой и хорошей матерью. Сыграли скромную свадьбу. Вскоре родился сын Александр. Жили в Казани. Калякин закончил вечернюю десятилетку, поступил в Казанский государственный университет. Содержать семью было очень трудно. После года успешной учебы ВУЗ пришлось бросить. Позднее переехали в город Волжск. В 1950 и 52-м годах родились еще две девочки: Людочка и Тамара. Калякин их очень любил. Щедрой, но сдержанной любовью. Частенько баловал. О чем никогда не жалел. В совхозе «Луговой» работал плотником, затем бригадиром. Потих оньку строил просторный дом. Сам мастерил из дуба мебель: шкафы, столы, кровати, шифоньеры, трюмо. Так что на внутреннем, семейном фронте, у отставного фронтовика все складывалось удачно.
В 1960 году Ивана Ильича назначают директором совхоза «Луговой». Начался новый жизненный этап. Период становления грамотного, своего рода, эксклюзивного руководителя.
По натуре он являлся трудолюбивым и ответственным человеком. Рано вставал. В шесть утра запрягал лошадь и на бричке объезжал «Луговские» угодья. Позднее выделили мотоцикл «ИЖ-56», «Урал» с коляской. Вступил в ряды членов Коммунистической партии. Зрели поля, цвели сады. Малину, вишню, смородину сдавали тоннами в кооперативную торговлю. Совхоз постепенно развивался, становился рентабельным, начал давать прибыль. На гребне экономического подъема за ощутимый вклад в развитие сельского хозяйства Ивана Ильича награждают орденом «Знак Почета». Руководство отмечало его профессионализм, способность ладить с людьми и реалистично смотреть в будущее. Поэтому, когда в 1970 году колхоз «Новая жизнь» преобразовали в совхоз «Эмековский», у бюро ГК КПСС двух мнений просто не было. Новое хозяйство единогласно решили доверить Калякину.

«Калякин Ер» — с любовью и нежностью

Семь лет Иван Ильич руководил непростым коллективом. Уезжал в пять утра. Приезжал в восемь вечера. Он был строгим и справедливым. Порой шел на нестандартные решения. Например, страда в разгаре. А в поле — пьяный тракторист. Ильич самолично, спасая его от несчастья, «этапировал» в вытрезвитель. В четыре утра следующего дня приезжал за ним и отправлял в поле. Кто-то глубоко понимал данную безысходность, кто-то наоборот — критиковал. Тем не менее совхоз считался одним из лучших. Просторные и чистые фермы. Механизированный по последнему слову техники ток. Только одно тепличное хозяйство занимало 5 гектаров.
— Много сил и времени уделял Калякин благоустройству, — вспоминает бывший главный бухгалтер совхоза Валентина Васильевна Спиридонова. — Деревня Эмеково заметно преобразилась, похорошела. Были построены дома для животноводов, заасфальтирована дорога до станции Помары. Напротив правления находилось небольшое, затянувшееся тиной и илом, болото. В считанные дни бульдозерами углубили дно, расширили края. И… запустили мальков карпа. Полноводное озерцо существует и по сей день. Мы с любовью и нежностью называем его «Калякин Ер». И вообще, Иван Ильич был для нас, как отец. Мы его просто обожали. А на Новый год и 8 Марта с его приходом всему коллективу стали дарить подарки. Раньше такого и представить не могли.
Безусловно, сделал Калякин много. И вновь руководство оценило его трудолюбие и ощутимый вклад в сельскохозяйственное производство, представив ко второму ордену «Знак Почета».

Истомное терзание – пуще смерти

С Марией Степановной они жили душа в душу. Правда, супруга часто болела. Еще в войну, хрупкой девушкой, при рытье окопов, она сильно простудилась. Ревматизм сердца не давал спокойно жить, постоянно напоминал о себе. Обжигал грудь, ломил суставы. Она боролась с болезнью изо всех сил. Последняя надежда – операция. Очень рискованная: или... или... Но другого выхода не было и Мария Степановна, взвесив все «за» и «против», твердо решила ехать в Горький к медицинским светилам. Дома остались малолетние дети. Она переживала, волновалась за них. Но операция прошла успешно. В реабилитационный период Калякин выхаживал свою Машу с сердечным трепетом, неимоверной заботой и всепоглощающей любовью. Мария Степановна прожила еще 12 лет. Поставила на ноги детей. Успела порадоваться за внуков: Сергея и Оленьку. Оставшиеся годы Иван Ильич боготворил свою жену, буквально сдувал с нее пылинки. Не каждый мужчина может взвалить на себя груз основной, руководящей работы и всеобъемлющие заботы о семье. Всем детям дали хорошее воспитание и образование.
Мария Степановна скончалась в 1978 году. Она прожила короткую, но счастливую жизнь. И с ней всегда был рядом любимый человек, настоящий мужчина: муж, отец.
Он очень тяжело переживал потерю родного человека. Длительное время не находил себе места. Как говорят в народе, истомное терзание — пуще смерти. Но жизнь продолжалась. И надо было учиться жить «одной половинкой». В 1983 году Калякин вышел на пенсию. Контузия и фронтовые раны также затяжными болями давали о себе знать. И в 1985 году Ивана Ильича не стало.
Да, 25 лет его с нами нет. Но след, оставленный Иваном Ильичом Калякиным в горниле фронтов Великой Отечественной, в период сельскохозяйственного подъема города и села, навсегда останется в сердцах волжан.
А.КЛИМОВ.
Фото: из семейного архива
Нравится
+3
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика