-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | НА СЕЛЕ
13/06/2010

Вдохновленные землей

Широкие просторы волжской земли
Вот и наступило оно – долгожданное лето. Время, когда сильнее всего тянет куда-нибудь подальше из «каменного мешка» города, поближе к природе. Волжанам в этом смысле повезло больше, чем москвичам или жителям других больших городов. У нас до манящих полей-лесов рукой подать — в смысле «натурального» отдыха просто клад. Полюбившаяся нашим читателям рубрика «Как живешь, деревня?» обычно рассказывала об одном населенном пункте. Сегодня же мы решили путешествовать, что называется «дикарем» по Волжскому району. Удовольствие получили колоссальное! Узнали, в чем счастье сироты Макарки, встретили потомка советского педагога и писателя А.С.Макаренко, познакомились с теми, на ком деревня держится… Но, обо всем по порядку.

Лень они не прощают
Где-то там, за Петъялами, разводят чудо-овец. Услышали новость — решили проверить. Доезжаем до села Помары, поворачиваем, и вперед! Асфальтовое полотно уходит за горизонт. По сторонам — бескрайние поля, щедро залитые солнечным светом. Зеленые, цветущие. Завораживающая красота просторов земли родной! Одна деревня, другая… А вот и ферма. Нас встречает коренастый мужчина. «Полевой загар» на лице сразу выдает — человек работы на земле не боится.
— Здравствуйте, я глава этого фермерского хозяйства. Михаил Михайлович Степанов.
— Мы из газеты. Говорят, у вас какое-то особенное стадо овец.
— Сейчас сами посмотрите! Тем более к нам сегодня ветеринары приехали.
В загон заходить как-то страшновато. Кто их знает, баранов этих. Ведь для городского жителя домашний скот — сродни динозаврам, это вам не кошка или собака! Но любопытство победило. В дальнем углу бригада ветеринаров и работники хозяйства по одному выводят овец из сарая и лихо набирают кровь в какой-то специальный шприц. В противоположном углу десятка два животных, видимо, уже «отходят» от процедуры.
— Привез я их из Ставрополя в октябре прошлого года, — поясняет Михаил Михайлович, — Всего 39 овец и два барана-производителя. Курдючные и мериносы. Долго выбирал, в книге про них прочитал, потом по телевизору видел. Они крупнее, чем местные. Мясное направление.
Как оказалось, этот человек не случайно занялся сельским хозяйством. Он сын известного в прошлом председателя колхоза «Москва» М.Степанова.
— Все мы «дворяне» — с колхозного двора, — говорит Михаил Михайлович, — Я долгое время работал в Волжском АТП водителем. Потом решил открыть собственное дело. Потянуло в деревню. Начал с пилорамы, четыре года назад взял в аренду 80 гектаров земли и стал выращивать пшеницу. Теперь овцеводство пробуем.
— Наверное, сложно вот так, из города в деревню. Можно ли как-то преуспеть в сельском хозяйстве?
— В этом деле в России далеко не уедешь! Никогда не разбогатеешь. Более или менее все получится только у того, кто труд любит и землю. Это образ жизни, образ мысли…
И, правда, сельское хозяйство покруче любого казино будет. Деньги вкладываешь, а отдача во многом зависит от везенья. Те же самые овцы не только вкусное и дорогое мясо, но еще и риск. К примеру, если один баран чем-то заразится, все стадо на карантин закроют.
— Таких овец у нас еще не было! Красавцы! — рассказывает заведующий Петъяльским ветеринарным участком Николай Беляков. — Те, что женского пола на 10-20 килограммов больше местных, а мужского — возможно и на 30. Это ведь как у людей: от маленькой особи получится или такая же маленькая, или еще меньше. Посмотрим, пока они молодые. И вообще, овцы становятся редкостью. Раньше на нашем участке водилось по 3 тысячи. Сейчас только две тысячи. Крупного рогатого скота — 600 голов, а было 800. Со свиньями еще хуже. В другие времена тысяча штук на участок приходилось, а теперь — 350-400. Свинья же, как ребенок, капризная! К тому же дорогая — 2,5- 3 тысячи рублей за поросенка. Опасается народ такие деньги вкладывать, а вдруг падеж?
Оказалось, не только риск и дорогие корма проблемы для фермеров. Пуще любой напасти — перекупщики. Почти даром им достаются плоды тяжелого труда сельчан. Вот, например, молоко уходит всего за 5-6 рублей литр. А сколько оно стоит в магазине?! Как подумаешь, что доярке нужно встать в четыре утра, покормить свою буренку, подоить… Сразу понимаешь, откуда столько обиды и злости на перекупщиков у жителей деревни. Поэтому многие и продают своих коров.
— Государству уже давно пора повернуться к селу лицом, — говорит Михаил Степанов, — Мы ждем, когда урегулируют вопрос с закупочными ценами. Нам хоть бы какую малую помощь! Перекупщики наживаются, а сельчане «батрачат» и день, и ночь.
Кровь на анализы взяли у всего стада. Потом начали готовиться к кастрации ягнят. Журналисты, конечно, народ бывалый, но в таком вопросе знаний не хватило.
— Для чего вы так с ними? Жалко же, они маленькие, симпатичные… Вырастут — поголовье увеличивать будут.
— На такое стадо достаточно двух-трех баранов-производителей. Если их будет больше — начинаются бои. Причем без правил. Бодаются, даже убивают друг друга. И привес у кастратов больше на 5-10 кг. Все силы на упитанность!
— В каком возрасте делают такую процедуру?
— Можно уже двухнедельных. Но мы жалеем, делаем в месяц-два, а то они крови много теряют, а у маленьких и так малокровие часто бывает.
Неприятная для животных процедура закончилась. В загоне появилась женщина с ведром. Видимо, пришло время кормления. Из сарая выбежали беззаботные ягнята. Каждый к своей мамке. Она и молоком накормит, и поиграть с собой позволит, и оближет. Столько нежности, тепла и заботы! Как в детском саду в конце рабочего дня малыши с радостью крутятся около своих мамочек. И только один, чернявый с красной ленточкой на шее, будто не дождался своей родительницы. Он отошел от стада и робко приковылял на своих тоненьких ножках к людям.
— Макар! Макарушка!.. Это наш «сын полка», сирота, можно сказать. Мамка его ночью родила, утром приходим — он маленький, худенький, еле стоит, а мать на него ноль внимания. Женщины такие бывают, к сожалению, и овцы… Вот теперь мы его из соски вскармливаем. Пять раз в день молоко коровье даем. Ручной совсем стал, людей любит, ластится. Его не будем кастрировать, в производители определим, — говорит М.Степанов.
Курдючные и мериносы приносят по одному ягненку дважды в год. В октябре их было 41, сейчас уже больше. Растет овечья семья! Сколько их будет через год-два — не скажет никто. Ведь в животноводстве, впрочем, как и во всем сельском хозяйстве, нужно жить сегодняшним днем, надеяться на лучшее и отдавать все свои силы здесь и сейчас. Лень и халатность что животные, что земля не прощают.

Надежда не умирает
Решили проехаться по деревне Ярамор. Напротив магазина — куча мусора. На улицах, что спускаются вниз от главной — бытовые отходы. На перекрестке у одного из домов груда металлолома. Мимо не проедешь! Во дворе кипит работа. Пожилая женщина разбирает дрова, а мужчина лет сорока копается в машине.
— День добрый! Как вас зовут?
— Я Ольга Александровна Кажаева. А это мой племянник Аркадий Васильевич Кажаев. Что случилось?
— Мусора у вас много. Самим-то приятно?
— Нет. Мы потом все уберем.
Как оказалось, вся деревня собирает металлолом, который остался в оврагах от прошлой колхозной жизни. За две недели Аркадий собрал этого хлама что-то около тонны. Говорит, потом все на машине увезет в Волжск. Там за тонну дают четыре тысячи. «А что делать! Деньги-то нужны! Да и не осталось такого мусора почти», — говорит мужчина.
Заработать в деревне — проблема. По словам Кажаевых, если устраиваться в Яраморе — то за тысячу рублей в месяц, плюс зерно. Большего не жди! Вот и ездят мужики в город. Большинство трудятся на зеленодольских заводах. «Многие уезжают! Работы совсем нет, а кушать надо, пить надо», — жалуется Ольга Александровна.
— Много пьют-то у вас?
— Пьют. Но наш Аркадий не такой. У него машина есть. И он в Казани за 20 тысяч рублей в месяц работает, а здесь для семьи дом строит.
Сколько гордости за племянника промелькнуло в глазах у пожилой женщины! И жена у Аркадия при деле — хлеб печет. Дети учатся. В хозяйстве куры, свиньи, овцы. Семья ждет субсидии на улучшение жилищных условий. Скоро можно будет заселяться в свой красивый и просторный дом.
Пьянство, безработица и заброшенность деревни российской — увы, не новая проблема. Поэтому человек, который строит дом в районе и даже думать не хочет о переезде в город, — это лучик надежды. Надежды на то, что болезненная тема «деревня умирает» через какое-то время потеряет свою актуальность так же, как и колхозный мусор в оврагах.

«Оранжевое настроение» дороги
Приезжаем в Сотнур. На центральной улице вовсю кипит работа. Люди в ярких оранжевых жилетах проводят ямочный ремонт. Впереди идет трактор, срезает поврежденный асфальт, а за ним двое мужчин с лопатами. Раз-раз! Одна яма, другая. Занимательный тандем техники и человека!
— День добрый! Вы откуда?
— Мы работники Волжского ДРСГПУ.
— И много вы так проходите?
— Сегодня идем от Помар до Красного стекловара. Работаем с восьми утра до пяти вечера. Бывает, за день километров десять «пробежим». А если ям много, то по два дня на километре торчать приходится. За нами пойдут песчаный асфальт делать. Вот там техника так техника!
Самое удивительное, что мужчины и работали, и разговаривали с энтузиазмом. Хотя труд их очень тяжелый. Весь день на ногах, и в жару, и в холод, с лопатой чуть ли не бежать за техникой. Зато благодаря их работе и у дороги может быть «оранжевое настроение»!

Соринку в «глазу» заметили
Быть в Сотнуре и не заехать на легендарное озеро Морской глаз просто невозможно. Тем более, недавно сообщали, что водоем стал глубже на 6,5 метров. По показаниям мерного лота сейчас она составляет 42 метра.
Видимых изменений, разумеется, мы не усмотрели. На то она и глубина. Зато нельзя было не заметить мусор, разбросанный по склону и берегам. Упаковки от семечек, чипсов, бутылки, пластиковые стаканы… Сразу видно, место популярностью пользуется. Только подумали — а тут и парочка влюбленных подошла. Посидеть, сфотографироваться и… покушать. Дожидаться окончания свидания мы не стали, но очень хотелось бы надеяться, что и эти, и другие гости Морского глаза все свое будут уносить с собой. Иначе, спустя некоторое время, с таким же успехом можно будет фотографироваться на любой свалке или помойке, а не около претендента на звание «Сто чудес России».

Потомок Макаренко, мороз на солнце и Божья благодать
Но все-таки самое популярное и святое место в районе — петъяльские источники. Благо, погода была сухая и солнечная — проехать по песчаной дороге не составило никакого труда. У церкви стояло несколько машин и школьный автобус. Подходим к источнику Серафима Саровского. Открывается картина, хоть сразу за кисть берись: мальчишки и девчонки лет семи с любопытством изучают окрестности источника, мирно журчит вода, а несколько взрослых, видимо, учителя, обтираются полотенцами.
— Искупались? Вы откуда? — спрашиваем.
— Мы из Морков. Я — учитель Галина Зосимовна Кушакова. Второй раз сюда со школьниками приезжаю. В прошлом году с четверо-классниками. В этом решила первоклашкам показать, какие красивые места есть в Марий Эл. А сама в Петъялах часто бываю, здесь Божья благодать, душа отдыхает!
Взрослые искупались, а дети не решились.
— Понравилось вам тут? — интересуюсь.
— Комары не понравились, а так очень здорово! — слышу в ответ.
— Еще раз приехать сюда хотите?
В ответ — дружное раскатистое: «Да!». Тут к источнику подошли еще несколько человек.
— А вы откуда?
— Мы из Йошкар-Олы. За святой водой, искупаться и просто посмотреть. Я давно мечтала в Петъялы попасть, рассказывает Алла Лежнина.
— А я здесь уже второй раз, — присоединился к разговору мужчина в солидном возрасте. — Ощущения от купания в источнике получаешь удивительные! Жжет будто на морозе, или наоборот в кипятке. А потом легкость такая!
— А зовут вас как? — спрашиваю.
— Иван Степанович Макаренко.
— Макаренко? Однофамилец известного педагога?
— Не однофамилец, а внучатый племянник, в Марий Эл попал по распределению, живу в поселке Советский.
Вот так новость! Дабы убедиться, что это не просто шутка, пришлось расспросить спутников потомка автора «Педагогической поэмы». Оказалось, это истинная правда. Иван Макаренко руководит фирмой по производству строительных материалов. Но, видимо, благодаря наследственной любви к литературе, увлекается поэзией и помогает местным авторам издавать свои произведения.
В Волжском районе еще много интересного. Девственные леса, сказочные озера, дышащие жизнью поля, и главное — люди, вдохновленные землей.
Глава фермерского хозяйства
Курдючная порода
Ветеринар осматривает баранов
Идет ремонт дороги
В.ШАГЕЕВА.
Фото О.КОРОТКОВА.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
Учительница начальных классов лицея Волжска Татьяна Фролова дарит знания через любовь к народному искусству
Мошенники обманули жителя Волжского района (Марий Эл) на 485 тысяч рублей
Утреннее ДТП в Звениговском районе (Марий Эл): в медучреждение доставлены три человека
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ПРОИСШЕСТВИЯ
Волжанин (Марий Эл) спас тонущего ребенка
ЭКОНОМИКА
В сельхозпредприятии «Москва» (Марий Эл) все готово к выходу на поля
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика