НОВОСТИ | ОБЩЕСТВО | ПОРТРЕТЫ
12/03/2011
Сила слабости
«Взрослое» детство
— Родилась я в Волжске в 1955 году, — начала свой рассказ Елена Петровна. — В семье нас было трое детей, я — самая старшая. Еще есть брат Сергей и сестра Наталья. Папа Петр Хрисанович Зудинов работал в котельной, мама Галина Ивановна трудилась на МЦБК. Жили на Заре. Учиться пошла в третью школу. Помню, в летние каникулы действовали «Клубы интересных дел»: школьники сами себе обеспечивали культурный досуг. Я была председателем объединенных улиц Воложка, Заря и Мичурина. Чего мы только не придумывали! Спортивные состязания, концерты с цыганскими танцами и песнями, всевозможные постановки. Так, в сценке «15 республик» мне досталась роль Грузии. Я — высокая, худенькая... Мы тогда почему-то решили, что именно так должен выглядеть край плодородия и вина. Результаты нашего творчества с удовольствием наблюдали мамы, папы, бабушки и дедушки.
Еще мы любили ходить на пляж. Тогда он был совсем иной, с нынешним даже не сравнишь. Все благоустроено: «грибочки», скамейки, раздевалки, волейбольная сетка. Замечу, никто ничего не ломал. Там продавали выпечку и мороженое. Самое любимое для нашей компании — клюквенное, кисленькое и дешевое — всего за 6 копеек. На берегу Волги мы дневали и ночевали, брали с собой кто что может — хлеб, яблоки... Играли, соревновались в различных спортивных играх, набирались сил от воды, воздуха и солнца...
В учебное время я также не оставалась без «общественной нагрузки»: подтягивала отстающих, с ними решала задачки, писала диктанты, готовилась к контрольным. Когда учителя уходили на больничный, заменяла их на уроках. Даже подумывала в будущем стать педагогом. «Страдала» обостренным чувством справедливости, не могла спокойно смотреть, как других обижают. Еще в начальной школе был у нас Леня, слабенький, болезненный, его мальчишки то и дело «задирали». Так ведь отстояла тогда парнишку. С кулаками не лезла, старалась «биться словом», хотя всегда была в хорошей физической форме, не зря признали чемпионом города по лыжам. 9 и 10 классы училась в шестой школе. В новых стенах от старых привычек не отказалась: всегда защищала слабых, позволяла списывать, успевала решать два варианта — для себя и для соседа, заменяла учителей. Однажды одноклассники решили сорвать «мой» урок: побросали учебники, а меня загнали в угол. Не спасовала: растолкала толпу, рассадила горе-дебоширов по местам. Больше «бунтов» не устраивали, поняли, что я не из робкого десятка.
В то время и определилась с будущей профессией. С выбором помог мой дедушка Иван Алексеевич Алешин. И мама, и папа у нас были из репрессированных семей. Натерпелся дед с лихвой, поэтому хотел, чтобы внучка стояла на страже истины и честности. Для поступления на юридический факультет требовались исключительные знания истории, вот я и «отстреливалась» у доски по этому предмету каждый урок. Правда, с первого раза все равно поступить не смогла — слишком большой конкурс.
Суд да дело
— После окончания школы в 1972 году пошла работать в суд. Сначала курьером и секретарем судебного заседания, потом заведующей канцелярией. Коллеги уговорили поступать заочно. Училась в КГУ, трудилась. С благодарностью вспоминаю председателя суда Николая Михайловича Курносова, который привил предельные внимательность и усидчивость в работе, брал с собой на самые сложные и большие процессы. Тогда нередко совершали изнасилования, были распространены разбойные нападения. Люди бедно жили, вот молодежь и объединялась в банды, с обрезами «брала» кассы. Один из первых случаев в моей практике — когда шесть-семь несовершеннолетних напали на магазин на улице Зеленая, пригрозили продавцу и, опустошив кассу, скрылись. Я раньше такое только в кино видела, а тут реальность... К слову, то преступление раскрыли. Должность секретаря очень сложная, многие долго не выдерживали. А я еще по ночам «гранит науки грызть» успевала. От сессии со страшными головными болями отходила с лекарством у мамы в саду.
С 22 лет числилась в резерве судей. В 1977-м в ко мне стал приезжать начальник следственного отдела Борис Петрович Голубков, уговаривал пойти в милицию — самостоятельная работа, возможность получить квартиру, достойная зарплата... Сначала устояла, а через год сдалась. Соблазн вернуться был: когда исполнилось 25, меня вызвали в горком партии и напомнили о возможности стать судьей. Отказалась. Прикипела я к дружному коллективу, милиция стала семьей, хоть сначала не все гладко было.
Я из воспитанной семьи, где детей держали в строгости. В том юном возрасте даже слово «секс» могло меня смутить до крайности, поэтому коллеги шептались за спиной, мол, у этой принцессы ничего не получится: ходит по стенке, чуть что — сразу пунцовая становится. Но я хваткая, целеустремленная. Довожу любое дело до конца, до суда, конечно, если есть состав преступления. Два года проработала и «пересела» на тяжкие и экономические преступления. Дела с участием несовершеннолетних, поджоги и прочее. Одно сложнее другого. Помню, подросток, как потом оказалось, из неблагополучной семьи, срывал золотые цепочки на улице Ленина, было очень много пострадавших. Ловили «на живца», всю улицу оцепляли, однако, удалось «взять» только на очередной жертве. Один случай доказан, а вот остальные... Побеседовали, еще побеседовали, он признался. Много ему тогда дали... Был «медвежатник», который умудрился у нас «вскрыть» изолятор и сбежать. Задержали, привлекли...
Так пошло-поехало: была старшим следователем, заместителем начальника, а с августа 2002 года стала начальником следствия. С 2002 года — полковник, в то время вторая женщина с таким званием в республике.
В каждом — светлое?
— Знаете, я всегда считала, что преступник — не какая-нибудь «скотина», а такой же человек, просто он оступился. Поэтому всегда много времени и сил уделяла так называемому воспитанию. В процессе жизни, конечно, встречались и такие, которых не исправишь. Как правило, они начинают нарушать закон будучи подростком и не заканчивают свои «грязные» дела до «пенсии» и позже. Почему? Возможно, это воспитание, гены, среда, семья. Очень редко у никудышных мам и пап бывают хорошие дети. Но все равно в каждом человеке стараюсь увидеть что-то светлое.
В Волжске очень много людей, на которых я вела дела, немало «семейственности» — родители отсидели, а потом их дочери или сыновья пошли «по наклонной». Разумеется, кто-то, мягко говоря, недоброжелательно ко мне относится. Например, один бывший заключенный, сейчас частный предприниматель, при встрече «на воле» начал оскорблять меня, а спустя какое-то время нужда заставила — прибежал, извинялся. Считаю, что я не достойна ругательств. Всегда хотела, чтобы человек, однажды побывав «там», больше за решетку не возвращался. Иногда подобные чудеса случаются. Подошел ко мне на улице мужчина, поздоровался, начал благодарить. Оказывается, в молодости он украл велосипед, я его дело вела. Много времени тогда потратила, и на профилактические беседы в том числе. Не прошли даром: запомнил, сделал выводы, говорит, всегда помогу, только обратитесь.
Еще один был неоднократно судимый за кражи, последний срок получил за поджог квартиры своей бывшей жены. Тогда почти все выгорело. Такие дела вообще расследовать тяжело — пламя «слизывает» следы. Зацепились за шляпу, видимо, впопыхах оставленную на холодильнике. Доказали его вину. Ох, уж он угрожал мне, мол, приду, убью, сожгу. Отбыл наказание и пришел ко мне... с розами. Пообщались. Извинился, признал, что я всего-навсего делаю свою работу и делаю ее хорошо, по совести. После того случая этот человек преступлений не совершал.
Про службу скажу, что в милиции должны быть женщины. Они более ответственные, принципиальные, душевные, думаю, никогда не возьмут взятку...
Слабости и секреты
— О личной жизни говорить не привыкла. В 1977 году родился сын Игорь. Одна воспитывала. Он сейчас инспектор РЭО ГИБДД. Есть две внучки — Насте шесть лет и Саше восемь месяцев. Люблю чистоту и порядок как в душах, так и вокруг. От негатива и перенапряжения «лечусь» землей, выращиваю в саду цветы, овощи и фрукты. Многие знакомые удивляются, спрашивают: зачем тебе? А ведь такой труд очищает и силы прибавляет. Нравится готовить, хорошо, душевно отдыхать, танцевать. Сладкое не ем, если только мороженое. Из кинофильмов предпрочитаю что-нибудь историческое, про жизнь, про войну. А вот «Глухарь» и «Менты» — все это ерунда, выдумка. Еще люблю зимой с Настей кататься на лыжах. Да и так все свободное время стараюсь проводить с ней. В 2009 году ездили вдвоем отдыхать на море. Казанский зоопарк часто посещаем. Перед школой этим летом планируем поехать в кукольный театр в Москву.
Моя самая большая мечта — в семье все было бы хорошо, царили уют и покой. Я для них все делаю, а взамен ничего не жду, не требую. Добро возвращается. 8 Марта для меня в первую очередь день рождения мамы. Собираемся все вместе, общаемся, отдыхаем. И это мое настоящее женское счастье, ведь самое главное — любимая работа и благополучие близких.
Беседовала В.ШАГЕЕВА.
Фото О.КОРОТКОВА.
Ваша жалоба отправлена.
Закрыть
КОММЕНТАРИИ
Здесь пока нет комментариев. Разместите первым!