-
ГДЕ ИСКАТЬ:   НОВОСТИ И БЛОГИ
Я ИЩУ...
Для мобильного
   О нас    Контакты    Реклама    Подписка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
написать письмо
НОВОСТИ | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА | ОБРАЗОВАНИЕ
01/05/2011

Учитель... Что в имени твоем?

Но есть еще один нюанс скромного учительского труда, о котором нельзя не упомянуть. О нем давно говорят во всеуслышание, но движений в нужном направлении столь ничтожны и незначительны, что не поднимать болезненную тему невозможно. Это уже стало жизненно необходимым. Не только для самих учителей, но и подрастающего поколения. И сложно сегодня определить, что важнее...» – такое письмо пришло в редакцию. Под «нюансом» его автор подразумевает падение авторитета профессии и одну из причин видит в очень маленькой зарплате учителей.

Невольно вспоминаются бессмертные слова дедушки Ленина, которым скоро минет сто лет, но до воплощения их в жизнь, похоже, пройдет еще не один десяток лет. «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял... Это – истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию…».
Нельзя не признать, что профессия педагога – одна из важнейших. Она неразрывно связана со множеством сторон нашей жизни. От усилий учителя, как бы это высокопарно ни звучало, зависит будущее нашего общества, а его роль в осуществлении учебно-воспитательного определяющая.
Поэтому вдвойне обидно, что труд людей такой гуманной и необходимой государству профессии оплачивается по самому минимальному разряду. Положение кардинально не меняется на протяжении вот уже целого века. Напомним, что в одном из первых ельцинских законодательных актов, в частности Законе «Об образовании», имелась формулировка о зарплате учителям, которая должна быть не меньше, чем средняя в промышленности. К сожалению, это осталось лишь на словах. Провозглашенный нынешним Президентом РФ Год учителя не принес желаемого. В предложенной Д.Медведевым стратегии речь больше шла о «внедрении образовательных стандартов нового поколения», которые только повысили ответственность педагогов и возложили на них дополнительные обязанности, а также прибавили бумажной работы. А этого в школе и без того всегда хватало.
Между тем, учительство не молодеет. Как пояснили в отделе образования администрации Волжска, средний возраст учителей – 46 лет. Из 464 школьных педагогов лишь 19 не перешагнули 30-летний рубеж. За последние пять лет в начальное звено не пришел работать ни один человек! Зарплата начинающего специалиста колеблется от пяти до шести тысяч. В селе ситуация немного другая. В связи с малокомплектностью образовательных учреждений в Волжском районе вакансий практически нет. Средний возраст педагогов, общее число которых 390, – 43 года. В возрасте до тридцати лет – около восьми процентов. Зарплата не намного больше, чем у городских. К примеру, у учителя младших классов (с учетом ведения группы продленного дня) – чуть более семи тысяч. Радует лишь то, что авторитет сельского педагога в целом несколько выше, чем городского.
А так социальный статус педагогов оставляет желать лучшего, хотя последний в имидже учителей играет не последнюю роль. Каким бы великолепным специалистом не являлся человек, но то, как он себя ощущает, в каких условиях живет, не может, пусть косвенно, не отразиться на его профессиональной деятельности. Трудно идти на любимую работу с высоко поднятой головой, лелеять мысль о великом предназначении, когда твой труд оценивается по минимальной шкале. Позитивные думы затмевает вывод: значит, этот самый труд настолько нужен обществу...
Есть мнение, что материальную составляющую нельзя ставить во главу угла. Учитель от Бога, который не представляет себя на другом поприще, будет работать с отдачей, невзирая ни на что. И прибавка к зарплате не изменит ситуацию в нашем образованием... Безусловно, деньги никогда не имели решающего значения в любой отрасли. А учителя – это еще и известные энтузиасты. Вспомним хотя бы 90-е годы, когда по полгода не платили зарплату, а они все равно выходили на работу. Но эпоха энтузиазма проходит, дорабатывают свой стаж нынешнее поколение педагогов, и недалек тот час, когда в школе, финансируемой по остаточному принципу, работать будет некому.
А молодежь идет туда без охоты еще и по той причине, что сегодняшние школьники – это далеко «не податливый материал» и требует намного больше усилий, терпения, педагогического опыта и таланта, чуть ли не «сверхъестественных способностей» (слова одной волжской заслуженной учительницы), чем даже пять лет назад.
И здесь в самый раз поднять тему профессиональной подготовки и переподготовки учителей, которая, честно скажем, не выдерживает никакой критики. Современные ВУЗы не готовят специалистов, способных адекватно реагировать на вызов времени, со всеми его пороками, издержками цивилизации и прочими модными веяниями, какими как губка пропитаны современные дети. Перед учителем поставлены почти невыполнимые задачи. Жизнь за окнами школы меняется стремительно, а педагог владеет, что называется, «вчерашними рецептами». И это не на сто процентов вина учителя. Во всем мире наблюдается глубокий кризис системы образования. А в нашей стране на него накладываются и свои социально-экономические проблемы… Кадровый вопрос остается актуальным как и сотню лет назад. И есть в нем еще одна сторона медали, не претендующая на исключительность. Это проблема любой профессии. И заключается она в том, что немало в среде учительства случайных людей, не соответствующих своему высокому званию. Наше сложное время явилось для них настоящей проверкой на прочность, выдержать которую сможет только истинный профессионал. А предъявляемые требования становятся выше с каждым днем.
Само понятие профессиональной компетентности (единство теоретической и практической готовности) уже накладывает огромную ответственность. И какой бы предмет ни преподавал учитель, он должен передавать ученику веру в силу человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине и установку на общественно полезный труд. Когда же наставник способен заодно продемонстрировать и высокую культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скромностью, – тогда можно будет быть спокойным за гармоничное развитие молодого поколения. А для этого нужно поднять авторитет учительской профессии, сделать ее действительно востребованной, нужной государству не на словах, а на деле. И повышение зарплаты – это лишь маленькая толика того, что просто необходимо сделать для правильного функционирования той громадной учебно-воспитательной системы, которая в первую очередь и работает на будущее наших детей.

Вот что думают на заданную тему наши читатели:
Елена, 37 лет, домохозяйка:
– Многое зависит и от родителей. Они ни в коем случае не должны при своем ребенке допускать в адрес учителя некорректные выражения, критические замечания. Раз уж мы возлагаем на школу большие надежды, и требуем от наших детей хороших результатов, хотим видеть их духовно богатыми личностями, то должны помочь учителю в его нелегком, но благородном труде.

Дмитрий, бизнесмен:
– Когда профессия «педагог» будет звучать гордо и оцениваться достойно? Я – преуспевающий предприниматель и обеспечен полностью, но как в таких унизительных условиях могут жить преподаватели да еще и любить свою работу, мне непонятно. А ведь именно их талант и фанатизм – основа для развития наших детей и нашей страны.

Наталья Владимировна, молодой специалист:
– Учителя по природе своей – оптимисты, иначе и работать не сможем. И мы верим в доброе начало, в здоровые силы общества, которые все расставят по своим местам. Потому что то положение, которое переживает сейчас наше образование, требует глобальной перестройки и первые шаги уже делаются. Очень надеемся, что в скором времени статус учителя поднимется до достойного уровня.

Людмила Григорьевна, педагог:
– Очень хочется, чтобы в обозримом будущем зарплата педагогов начальной и средней школы соответствовала всей совокупности вложенного труда (собственно проведение уроков, подготовка к ним дома, проверка тетрадей, воспитательная работа с детьми, внеклассная работа, повышение квалификации, составление всевозможных отчетов и бумаг и т.п.).... Я хорошо понимаю молодежь, которая не идет работать в школу. Пока отношение к нам не изменится, нечего там им делать. Труд этот очень тяжёлый и ответственный! Ведь не зря каждый год нам в первую очередь желают терпения, а хотелось бы другого.

Вероника, студентка МарГУ:
– Обучаясь в ВУЗе, я получаю помимо основного образования и дополнительное педагогическое. У меня присутствует желание работать в школе, но останавливает крайне низкая заработная плата при довольно высоких требованиях. И в такой же растерянности находятся многие мои сокурсники. Ведь если так пойдет дальше, в школе останутся одни пенсионеры.

Лариса, мама дочки-дошкольницы:
– Не нужно забывать и про педагогов дополнительного образования, дошкольных работников. Они ведут наших ребятишек с малых лет, как раз с периода, когда закладываются самые важные для развития личности качества. Мы, родители, выражаем благодарность за их труд. Они помогают нам по-другому взглянуть на наших детей, раскрывают их творческие способности, учат жить в коллективе...

Автор благодарит за помощь руководство и сотрудников отдела образования администрации г.Волжска, а также специалистов отдела образования Волжского района.
Т.КУРМАЕВА.
Нравится
0
Не нравится
0
Обсудить на форуме
НАПИСАТЬ
КОММЕНТАРИЙ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
На трассе в Медведевском районе (Марий Эл) водитель "девятки" сбил пешеходов
Глава Марий Эл Юрий Зайцев провел заседание Координационного совещания по обеспечению правопорядка
Днём 23 ноября местами по Марий Эл ожидаются порывы ветра до 15-20 м/с
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ОБЩЕСТВО
В Волжске обновилась одна из остановок общественного транспорта
ОБЩЕСТВО
На строительной площадке бывшего кинотеатра Волжска (Марий Эл) снимают леса
РЕКЛАМА
Copyright: ООО "Волжские вести"     
16+
Написать письмо      Контакты
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Дизайн и разработка: Студия "Green Art"
В СЕТИ:
ВКонтакте
Telegram
Twitter
Youtube
RSS
Яндекс.Метрика