Вряд ли можно назвать какого-то другого российского композитора, который был бы настолько известен во всем мире, как Пётр Чайковский. Хотя бы по той простой причине, что именно он написал, пожалуй, самый популярный балет всех времен «Щелкунчик», а его музыкальная партитура известна миллионам людей по всему миру. Этот балет давно стал визитной карточкой рождественских и новогодних праздников, а его музыка вдохновила творческие личности в разных странах на бесчисленные вариации.
А ведь первое представление «Щелкунчика», которое состоялось в России в 1892 году, оказалось не слишком успешным. Петр Ильич Чайковский адаптировал для балета довольно мрачную историю немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Хореографию для премьерной постановки создали Мариус Петипа и его ассистент Лев Иванов.
Впрочем, премьера и вовсе могла не состояться, поскольку Чайковский без особого интереса отнесся к заказу Ивана Всеволожского, который возглавлял тогда Императорские театры России. Тот фанатично увлекался культурой Франции XVIII века, сюжетами про рыцарей, пышностью и роскошью сказок. И потому он так заинтересовался затейливым гофмановским сюжетом про Щелкунчика и его противника.
Но в основу либретто положили не оригинальную историю, а ее французский пересказ Александром Дюма-отцом. А хореограф Мариус Петипа предложил добавить в него целый акт, посвященный различным сладостям. Оставив в стороне главных романтических героев, он вывел на сцену печенье и шоколад, карамель и марципаны, а также прочие ожившие сладости.
Чайковскому все это не понравилось, поскольку он сомневался, что такой подход может быть интересным для публики. И поначалу композитор отказался от работы над партитурой, но Всеволожский все же смог его убедить.
Премьера на сцене санкт-петербургского Мариинского театра поначалу зрителей не впечатлила. Скажем, взыскательной публике не понравилось исполнение главных партий юными учениками театрального училища. Это было неожиданно и непривычно для классических балетных постановок.
Московская премьера «Щелкунчика» состоялась в Большом театре уже после революции. Первоначальная постановка была существенно переработана, она больше понравилась зрителям и была близка современным версиям.
Примерно в это же время «Щелкунчик» впервые был поставлен и за пределами родины Петра Чайковского, сразу завоевав популярность у иностранных зрителей. А в 1944 году этот балет поставили в театре Сан-Франциско, и, как ни странно, он стал одним из символов рождественских праздников в Америке.